Орфограммка проверяет пунктуацию, используя не только качественный синтаксический анализ и правиловый подход в тысячах алгоритмов, но и нейронные сети. Обученная на вычитанных разножанровых корпусах нейросетевая модель подбирает наиболее вероятный пунктуационный знак в конкретном контексте. При этом проверка пунктуации — это не только расстановка запятых в предложениях. Пунктуационная ошибка — это нарушение правил постановки самых разных знаков препинания. Поэтому нейросеть Орфограммки исправляет запятые, двоеточия, тире и точки с запятой.
Ниже приведены основные пунктуационные правила, по которым нейросеть может ставить знаки препинания.
Правила постановки запятой
- между однородными членами предложения: тюльпаны, розы, пионы; и обед, и ужин; если не сегодня, то завтра (§§ 25–45)
- в сложносочинённых предложениях перед союзами: Дождь закончился, и мы пошли гулять. (§ 112)
- в сложноподчинённых предложениях перед союзами: Все уже догадывались, что это случится. (§§ 115–123)
- в бессоюзных сложных предложениях: Я слушал музыку, она рисовала. (§ 127)
- для выделения определительных оборотов, то есть определений, выраженных причастиями или прилагательными с зависимыми словами: Упражнение, заданное учителем, было очень сложным. (§§ 46–52)
- для выделения обособленных обстоятельств, включая деепричастные обороты: Подойдя ко мне, он сразу заговорил. Благодаря родителям, мы получили хорошее образование. (§§ 68–77)
- для выделения вводных слов и сочетаний: ты, возможно, прав (§§ 91–96)
- при междометиях: ах, как красиво (§§ 107–109)
- при утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах: Да, я уверен. Нет, вечером не приду. Из города, что ли? (§§ 110, 111)
- для выделения уточнений и пояснений: там, ниже, росли кустарники; в течение пяти лет, то есть много раз (§§ 79–84)
- при обращениях: Спасибо тебе, мама! (§§ 101–106)
- для выделения приложений: Мы, студенты, давно хотели поучаствовать в дебатах. (§§ 61–64)
- при сравнительных оборотах со словами будто, словно, точно, чем, нежели, как будто, подобно, что, равно как и др.: Ткань была очень гладкой, как шёлк. (§ 88)
для выделения сочетаний как правило, как исключение, как следствие, как всегда, как сейчас, как нарочно, как например, как теперь, если они не входят в состав сказуемого: Он позвонил, как всегда, неожиданно.( §89)
Правила постановки тире
- между подлежащим и сказуемым, если это существительные в именительном падеже или хотя бы одно из них — неопределённая форма глагола: Одиночество — тяжёлая штука. Наш долг — защищать. (§§ 10, 12)
- перед словами это, значит, вот, которые присоединяют сказуемое к подлежащему: Осень — это моё любимое время года. (§§ 11, 12)
- если после однородных членов стоит обобщающее слово: Цветы, сладости, открытки — всё это есть в нашем магазине. (§§ 34, 35)
- в бессоюзном сложном предложении (§ 130):
если в первой части есть указание на время или условие (перед этой частью можно вставить если, когда): Нравится петь — пой. Ехал сюда — дорога ещё была закрыта.
если во второй части указывается на быструю смену событий: Подул ветер — всё ожило. (§ 45.1)
если во второй части есть указание на результат или следствие (перед второй частью можно вставить так что, что): На улице проливной дождь — выйти невозможно. Мы знали — будет холодно.
если во второй части содержится сравнение (перед второй частью можно вставить будто): «Слово молвит — соловей поёт».
если между частями предложения есть сопоставительные и противительные отношения (перед второй частью можно вставить но): Прошёл год — друг не возвращался.
перед словами так, такой, таков, это, только в начале присоединительного предложения: Работа есть работа — так нас воспитали.
- в сложносочинённом предложении:
между частями предложения, если во второй части — результат, следствие, резкое противопоставление: За дверью раздался крик — и он замолчал. (§ 114)
если хотя бы первая часть содержит только один главный член предложения — подлежащее: Мгновение — и всё опять исчезло. (§ 32)
- в сложноподчинённом предложении (§ 124):
если придаточная часть стоит перед в главной, а в главной есть слова это, вот, то: Когда осенью деревья меняют свой цвет на жёлтый, оранжевый, красный — это очень красиво.
если придаточная часть стоит перед в главной при усилении вопроса: А что такое счастье — ты знаешь?
когда есть нескольких придаточных частей и нужно подчеркнуть обобщающий характер главной части: Кем я буду работать через пять лет, где я буду жить — ведь обо всём этом надо задумываться!
в неполных предложениях, где пропущены значимые члены: за окном — туман; молодёжи — образование (§§ 16–18)
при обозначения пределов («от… до»): перелёт Москва — Хабаровск (§ 19)
между несколькими именами собственными, совокупностью которых называется учение, явление и т. д.: закон Бойля — Мариотта (§ 20)
если прямая речь стоит перед словами автора и после неё стоит вопросительный, восклицательный знак или многоточие: «Хорошей вам дороги!» — крикнул он. (§ 134)
для выделения вставных конструкций: Сергей Петрович — так звали начальника — поприветствовал всех собравшихся. (§ 97)
при пропуске слова стороны в вводном сочетании с другой стороны: С одной стороны, сдать проект нужно уже завтра, с другой — я слишком устал, чтобы продолжать работу. (§ 96)
перед пояснительно-уточняющими определениями, стоящими в конце предложения: Это был совсем другой аромат — цветочный, цитрусовый, пряный. (§ 51)
для выделения распространённых приложений, стоящих после определяемого слова — существительного или местоимения: Андрей и Аня — его жена — были вместе со школы. (§ 61)
Правила постановки двоеточия
- в бессоюзном сложном предложении (§ 129):
если вторая часть обозначает причину (перед второй частью можно вставить потому что): Пора вставать: уже восемь часов.
если вторая часть поясняет то, о чём говорится в первой части (перед второй частью можно вставить а именно): Погода была отличная: ярко светило солнце, дул тёплый ветер.
если в первой части есть слова так, таков, такой, одно, содержание которых раскрывается во второй части: Я сделаю так: выберу подарки в онлайн-магазине и закажу доставку.
если вторая часть имеет изъяснительное значение (в первой части есть глаголы видеть, смотреть, слышать, знать, понимать, чувствовать, прислушаться и др., после которых часто можно вставить что): Ты сам знаешь: мы всё ближе к цели.
перед прямым вопросом, включённым в состав предложения: Одного не понимаю: как вы могли так поступить? (§ 44.5)
- в сложноподчинённом предложении (§ 125):
если в главной части есть слова, предупреждающие о последующем пояснении: Он предупредил об одном: чтобы все приехали вовремя.
если придаточная часть — косвенный вопрос: Её очень волновал вопрос: стоит ли ему вообще доверять.
- после слов автора и перед прямой речью: Потом я сказал ей: «Давай уедем?» (§§ 134–138)
Правила постановки запятой и тире
- если слова автора стоят после прямой речи: «Всё прошло хорошо», — сказал я. (§ 134)
- если на месте разрыва прямой речи авторскими словами не должно было бы быть никакого знака или должна была бы стоять запятая, точка с запятой, двоеточие, тире: «Мы решили, — продолжал директор, — что нужно повысить зарплаты». (§ 135)
- если главной части сложноподчинённого предложения предшествует ряд однородных придаточных: Кто прав, кто виноват, — разбираться не будем. (§ 40)
- в бессоюзном сложном предложении:
между частями предложения перед словом это, начинающим присоединительное предложение: Ремонт должны закончить к следующему понедельнику, — это однозначно. (§ 46.1)
между частями предложения, если вторая начинается с тот, так, такой: У меня сильно болела голова, — так бывает, когда долго не спишь. (§ 46.2)
- если каждый из двух знаков ставится на собственном основании (например, запятая закрывает придаточную часть, а тире ставится перед это): Я заметил, что он жил только воспоминаниями, — это первый признак старости. (§ 130)
Правила постановки точки с запятой
- если части сложносочинённого предложения содержат много запятых и сильно распространены (часто в них есть и сочинительная, и подчинительная, и бессоюзная связь): Не могу сказать, чтобы мы были готовы к сокращению; однако руководители, конечно, говорили, что отдел будет расформирован, если показатели продолжат снижаться. (§ 31.1)
- если однородные придаточные части сложноподчинённого предложения достаточно распространены: Мне становилось грустно оттого, что в городе многое изменилось; что давно разъехались мои друзья; что на месте моего двора построили торговый центр. (§ 37)
- если бессоюзное сложное предложение легко разбить на два простых, поскольку они не зависят друг от друга, или если части предложения значительно распространены: Собрание было запланировано на 13:00; я подготовил свой отчёт за два часа. (§ 43.4)
- если есть распространённые однородные члены предложения: Его уважали за безупречные манеры, за уверенность в себе; за то, что он прекрасно выглядел и всегда мог поддержать разговор; за то, что он оставался искренним. (§ 30)
- при перечислении или в перечне: Мы предлагаем следующие услуги: изготовление мягкой мебели; замена поролона и пружинных блоков; изменение формы изголовья кровати. (§§ 164–167)