1.6

Нейропунктуация

Правила постановки знаков препинания в середине предложения

Орфограммка проверяет пунктуацию, используя не только качественный синтаксический анализ и правиловый подход в тысячах алгоритмов, но и нейронные сети. Обученная на вычитанных разножанровых корпусах нейросетевая модель подбирает наиболее вероятный пунктуационный знак в конкретном контексте. При этом проверка пунктуации — это не только расстановка запятых в предложениях. Пунктуационная ошибка — это нарушение правил постановки самых разных знаков препинания. Поэтому нейросеть Орфограммки исправляет запятые, двоеточия, тире и точки с запятой.

Ниже приведены основные пунктуационные правила, по которым нейросеть может ставить знаки препинания.

Правила постановки запятой
  • между однородными членами предложения: тюльпаны, розы, пионы; и обед, и ужин; если не сегодня, то завтра (§§ 25–45)
  • в сложносочинённых предложениях перед союзами: Дождь закончился, и мы пошли гулять. (§ 112)
  • в сложноподчинённых предложениях перед союзами: Все уже догадывались, что это случится. (§§ 115–123)
  • в бессоюзных сложных предложениях: Я слушал музыку, она рисовала. (§ 127)
  • для выделения определительных оборотов, то есть определений, выраженных причастиями или прилагательными с зависимыми словами: Упражнение, заданное учителем, было очень сложным. (§§ 46–52)
  • для выделения обособленных обстоятельств, включая деепричастные обороты: Подойдя ко мне, он сразу заговорил. Благодаря родителям, мы получили хорошее образование. (§§ 68–77)
  • для выделения вводных слов и сочетаний: ты, возможно, прав (§§ 91–96)
  • при междометиях: ах, как красиво (§§ 107–109)
  • при утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах: Да, я уверен. Нет, вечером не приду. Из города, что ли? (§§ 110, 111)
  • для выделения уточнений и пояснений: там, ниже, росли кустарники; в течение пяти лет, то есть много раз (§§ 79–84)
  • при обращениях: Спасибо тебе, мама! (§§ 101–106)
  • для выделения приложений: Мы, студенты, давно хотели поучаствовать в дебатах. (§§ 61–64)
  • при сравнительных оборотах со словами будто, словно, точно, чем, нежели, как будто, подобно, что, равно как и др.: Ткань была очень гладкой, как шёлк. (§ 88)
  • для выделения сочетаний как правило, как исключение, как следствие, как всегда, как сейчас, как нарочно, как например, как теперь, если они не входят в состав сказуемого: Он позвонил, как всегда, неожиданно.( §89

Правила постановки тире
  • между подлежащим и сказуемым, если это существительные в именительном падеже или хотя бы одно из них — неопределённая форма глагола: Одиночество — тяжёлая штука. Наш долг — защищать. (§§ 10, 12)
  • перед словами это, значит, вот, которые присоединяют сказуемое к подлежащему: Осень — это моё любимое время года. (§§ 11, 12)
  • если после однородных членов стоит обобщающее слово: Цветы, сладости, открытки — всё это есть в нашем магазине. (§§ 34, 35)
  • в бессоюзном сложном предложении (§ 130):
    • если в первой части есть указание на время или условие (перед этой частью можно вставить если, когда): Нравится петь — пой. Ехал сюда — дорога ещё была закрыта.

    • если во второй части указывается на быструю смену событий: Подул ветер — всё ожило. (§ 45.1)

    • если во второй части есть указание на результат или следствие (перед второй частью можно вставить так что, что): На улице проливной дождь — выйти невозможно. Мы знали — будет холодно.

    • если во второй части содержится сравнение (перед второй частью можно вставить будто): «Слово молвит — соловей поёт».

    • если между частями предложения есть сопоставительные и противительные отношения (перед второй частью можно вставить но): Прошёл год — друг не возвращался.

    • перед словами так, такой, таков, это, только в начале присоединительного предложения: Работа есть работа — так нас воспитали.

  • в сложносочинённом предложении:
    • между частями предложения, если во второй части — результат, следствие, резкое противопоставление: За дверью раздался крик — и он замолчал. (§ 114)

    • если хотя бы первая часть содержит только один главный член предложения — подлежащее: Мгновение — и всё опять исчезло. (§ 32)

  • в сложноподчинённом предложении (§ 124):
    • если придаточная часть стоит перед в главной, а в главной есть слова это, вот, то: Когда осенью деревья меняют свой цвет на жёлтый, оранжевый, красный — это очень красиво.

    • если придаточная часть стоит перед в главной при усилении вопроса: А что такое счастье — ты знаешь?

    • когда есть нескольких придаточных частей и нужно подчеркнуть обобщающий характер главной части: Кем я буду работать через пять лет, где я буду жить — ведь обо всём этом надо задумываться!

  • в неполных предложениях, где пропущены значимые члены: за окном — туман; молодёжи — образование (§§ 16–18)

  • при обозначения пределов («от… до»): перелёт Москва — Хабаровск (§ 19)

  • между несколькими именами собственными, совокупностью которых называется учение, явление и т. д.: закон Бойля — Мариотта (§ 20)

  • если прямая речь стоит перед словами автора и после неё стоит вопросительный, восклицательный знак или многоточие: «Хорошей вам дороги!» — крикнул он. (§ 134)

  • для выделения вставных конструкций: Сергей Петрович — так звали начальника — поприветствовал всех собравшихся. (§ 97)

  • при пропуске слова стороны в вводном сочетании с другой стороны: С одной стороны, сдать проект нужно уже завтра, с другой — я слишком устал, чтобы продолжать работу. (§ 96)

  • перед пояснительно-уточняющими определениями, стоящими в конце предложения: Это был совсем другой аромат — цветочный, цитрусовый, пряный. (§ 51)

  • для выделения распространённых приложений, стоящих после определяемого слова — существительного или местоимения: Андрей и Аня — его жена — были вместе со школы. (§ 61)

Правила постановки двоеточия
  • в бессоюзном сложном предложении (§ 129):
    • если вторая часть обозначает причину (перед второй частью можно вставить потому что): Пора вставать: уже восемь часов.

    • если вторая часть поясняет то, о чём говорится в первой части (перед второй частью можно вставить а именно): Погода была отличная: ярко светило солнце, дул тёплый ветер.

    • если в первой части есть слова так, таков, такой, одно, содержание которых раскрывается во второй части: Я сделаю так: выберу подарки в онлайн-магазине и закажу доставку.

    • если вторая часть имеет изъяснительное значение (в первой части есть глаголы видеть, смотреть, слышать, знать, понимать, чувствовать, прислушаться и др., после которых часто можно вставить что): Ты сам знаешь: мы всё ближе к цели.

    • перед прямым вопросом, включённым в состав предложения: Одного не понимаю: как вы могли так поступить? (§ 44.5)

  • в сложноподчинённом предложении (§ 125):
    • если в главной части есть слова, предупреждающие о последующем пояснении: Он предупредил об одном: чтобы все приехали вовремя.

    • если придаточная часть — косвенный вопрос: Её очень волновал вопрос: стоит ли ему вообще доверять.

  • после слов автора и перед прямой речью: Потом я сказал ей: «Давай уедем?» (§§ 134–138)
Правила постановки запятой и тире
  • если слова автора стоят после прямой речи: «Всё прошло хорошо», — сказал я. (§ 134)
  • если на месте разрыва прямой речи авторскими словами не должно было бы быть никакого знака или должна была бы стоять запятая, точка с запятой, двоеточие, тире: «Мы решили, — продолжал директор, — что нужно повысить зарплаты». (§ 135)
  • если главной части сложноподчинённого предложения предшествует ряд однородных придаточных: Кто прав, кто виноват, — разбираться не будем. (§ 40)
  • в бессоюзном сложном предложении:
    • между частями предложения перед словом это, начинающим присоединительное предложение: Ремонт должны закончить к следующему понедельнику, — это однозначно. (§ 46.1)

    • между частями предложения, если вторая начинается с тот, так, такой: У меня сильно болела голова, — так бывает, когда долго не спишь. (§ 46.2)

  • если каждый из двух знаков ставится на собственном основании (например, запятая закрывает придаточную часть, а тире ставится перед это): Я заметил, что он жил только воспоминаниями, — это первый признак старости. (§ 130)
Правила постановки точки с запятой
  • если части сложносочинённого предложения содержат много запятых и сильно распространены (часто в них есть и сочинительная, и подчинительная, и бессоюзная связь): Не могу сказать, чтобы мы были готовы к сокращению; однако руководители, конечно, говорили, что отдел будет расформирован, если показатели продолжат снижаться. (§ 31.1)
  • если однородные придаточные части сложноподчинённого предложения достаточно распространены: Мне становилось грустно оттого, что в городе многое изменилось; что давно разъехались мои друзья; что на месте моего двора построили торговый центр. (§ 37)
  • если бессоюзное сложное предложение легко разбить на два простых, поскольку они не зависят друг от друга, или если части предложения значительно распространены: Собрание было запланировано на 13:00; я подготовил свой отчёт за два часа. (§ 43.4)
  • если есть распространённые однородные члены предложения: Его уважали за безупречные манеры, за уверенность в себе; за то, что он прекрасно выглядел и всегда мог поддержать разговор; за то, что он оставался искренним. (§ 30)
  • при перечислении или в перечне: Мы предлагаем следующие услуги: изготовление мягкой мебели; замена поролона и пружинных блоков; изменение формы изголовья кровати. (§§ 164–167)