Орфограммка проверяет пунктуацию, используя не только качественный синтаксический анализ и правиловый подход в тысячах алгоритмов, но и нейронные сети. Обученная на вычитанных разножанровых корпусах нейросетевая модель подбирает наиболее вероятный пунктуационный знак в конкретном контексте. При этом проверка пунктуации — это не только расстановка запятых в предложениях. Пунктуационная ошибка — это нарушение правил постановки самых разных знаков препинания. Поэтому нейросеть Орфограммки исправляет запятые, двоеточия, тире и точки с запятой.
Ниже приведены основные пунктуационные правила, по которым нейросеть может ставить тире.
Правила постановки тире
- между подлежащим и сказуемым, если это существительные в именительном падеже или хотя бы одно из них — неопределённая форма глагола: Одиночество — тяжёлая штука. Наш долг — защищать. (§§ 10, 12)
- перед словами это, значит, вот, которые присоединяют сказуемое к подлежащему: Осень — это моё любимое время года. (§§ 11, 12)
- если после однородных членов стоит обобщающее слово: Цветы, сладости, открытки — всё это есть в нашем магазине. (§§ 34, 35)
- в бессоюзном сложном предложении (§ 130):
- если в первой части есть указание на время или условие (перед этой частью можно вставить если, когда): Нравится петь — пой. Ехал сюда — дорога ещё была закрыта.
- если во второй части указывается на быструю смену событий: Подул ветер — всё ожило. (§ 45.1)
- если во второй части есть указание на результат или следствие (перед второй частью можно вставить так что, что): На улице проливной дождь — выйти невозможно. Мы знали — будет холодно.
- если во второй части содержится сравнение (перед второй частью можно вставить будто): «Слово молвит — соловей поёт».
- если между частями предложения есть сопоставительные и противительные отношения (перед второй частью можно вставить но): Прошёл год — друг не возвращался.
- перед словами так, такой, таков, это, только в начале присоединительного предложения: Работа есть работа — так нас воспитали.
- в сложносочинённом предложении:
- в сложноподчинённом предложении (§ 124):
- если придаточная часть стоит перед в главной, а в главной есть слова это, вот, то: Когда осенью деревья меняют свой цвет на жёлтый, оранжевый, красный — это очень красиво.
- если придаточная часть стоит перед в главной при усилении вопроса: А что такое счастье — ты знаешь?
- когда есть нескольких придаточных частей и нужно подчеркнуть обобщающий характер главной части: Кем я буду работать через пять лет, где я буду жить — ведь обо всём этом надо задумываться!
- в неполных предложениях, где пропущены значимые члены: за окном — туман; молодёжи — образование (§§ 16–18)
- при обозначения пределов («от… до»): перелёт Москва — Хабаровск (§ 19)
- между несколькими именами собственными, совокупностью которых называется учение, явление и т. д.: закон Бойля — Мариотта (§ 20)
- если прямая речь стоит перед словами автора и после неё стоит вопросительный, восклицательный знак или многоточие: «Хорошей вам дороги!» — крикнул он. (§ 134)
- для выделения вставных конструкций: Сергей Петрович — так звали начальника — поприветствовал всех собравшихся. (§ 97)
- при пропуске слова стороны в вводном сочетании с другой стороны: С одной стороны, сдать проект нужно уже завтра, с другой — я слишком устал, чтобы продолжать работу. (§ 96)
- перед пояснительно-уточняющими определениями, стоящими в конце предложения: Это был совсем другой аромат — цветочный, цитрусовый, пряный. (§ 51)
- для выделения распространённых приложений, стоящих после определяемого слова — существительного или местоимения: Андрей и Аня — его жена — были вместе со школы. (§ 61)