1.1

Вода

Орфограммка. Пиши по-русски грамотно!
Проверь свой текст на ошибки и опечатки сейчас

Проверка текста на содержание воды

Вода — слова, которые предсказуемо исключаются из текста без потери смысла, — если их удалить или заменить, текст станет более информативным и удобочитаемым. Редактура текста с водой предполагает не просто техническую чистку от незначимых слов, но и наполнение статьи полезным и интересным для читателя содержанием. Водные удаляемые слова иначе называют стоп-словами (в SEO) или словесным мусором. Содержание воды — процентное соотношение водных слов ко всем из текста.

Пример небольшого типичного текста с водой:

Как научить попугая говорить

А знаете ли вы, что в далёкой в Австралии существуют школы, в которых попугаев могут научить говорить? Но Австралия, увы, далеко, и обучить своего пернатого питомца вполне под силу и вам. Вы сами можете в этом убедиться! В целях эффективного и действенного обучения, важно лишь соблюсти при обучении некоторые несложные правила.

Можно было бы, конечно, купить и взрослого попугая, который уже умеет говорить, но это дорого, а небольшой птенец обойдётся, с точки зрения потребителя, гораздо дешевле. Тем более что выращивание говорящего попугая — это увлекательнейший процесс. Без сомнения, далеко не все породы попугаев как таковые всегда поддаются обучению. Попугая вы можете купить как в зоомагазине, так и приобрести у заводчиков. Можно поинтересоваться, покупая вашего питомца, способен ли он к обучению человеческой речи. Взрослого попугая, откровенно говоря, очень и очень сложно научить говорить, именно по этой причине огромное количество грамотных специалистов говорят о том, что наиболее оптимальным, так или иначе, является самый юный возраст птицы. При обучении играет большую роль систематичность. Желательно при этом проводить занятия не просто по суткам, а по нескольку раз в день. Стоит отметить, что попугаю совершенно точно необходимо дать какое-то время на то, чтобы запомнить слово, хотя бы вот несколько секунд. Кроме всего прочего, ни в коем случае нельзя кричать на своего попугайчика, и вообще не следует говорить с ним очень громким голосом, провоцирующим ответную реакцию. В помещении же, где проходят ваши занятия, должно быть комфортно, в принципе, спокойно, тихо и т. д.

Итак, исходя из вышеизложенного, необходимо сказать: почаще общайтесь с вашим питомцем с помощью особых выражений, которые привычны для него, и — бац! — вы будете вознаграждены и сможете найти общий язык — в вашем доме будет жить забавный, разговорчивый, послушный и весёлый дружок!

Процент воды: 57,6%.

В текстах информационного стиля может встречаться 22 категории водных слов:

  1. Междометие — неизменяемое слово, выполняющее экспрессивную или побудительную функцию и ис­поль­зующееся в разговорном или ху­до­же­ствен­ном стиле для передачи настроения героя или автора, а значит, в информационном безоценочном стиле неуместно.
    Совет (С): удалите междометие, если выражение чувства или ощущения в тексте необязательно.
    Пример (П): Но Австралия , увы,  далеко... →  Но до такой тропической страны 8000 миль...
  2. Звукоподражание — слово, имитирующее звуки окружающей действительности средствами языка и типичное для разговорной речи, а не для продающего текста.
    С: удалите звукоподражание, если воспроизведение природного звучания напоминающими его словами необязательно.
    П: и — бац! — вы будете вознаграждены → ...и уже через 2–3 месяца получите результат... 
  3. Местоимение — слово или выражение, указывающее на предметы, признаки и количество, не называя их, и часто излишнее в инфотексте, если обозначает принадлежность, обобщённый признак, неопределённые предметы и свойства.
    С:  проверьте, является ли указание на предметы или признаки избыточным и можно ли его удалить без потери смысла.
    П:  ...обучить своего пернатого питомца... → ... обучить пернатого питомца...
  4. Вводное слово — слово или словосочетание, отражающее отношение говорящего к высказыванию, сведение об источнике, связи с контекстом и не являющееся членом предложения, а следовательно, необязательно. 
    С:  избегайте субъективных оценок и выражения своего отношения к высказываемому, если этого не требуется.
    П:   Можно было бы , конечно, купить и взрослого попугая, [...], а небольшой птенец обойдётся , с точки зрения потребителя, гораздо дешевле. →  Покупка уже говорящего взрослого попугая обойдётся в 2000–3000 рублей, а птенца — в 500–800.
  5. Неточное наречие — слово, обозначающее неопределённую меру и степень проявления признака или абстрактное время и место действия, взамен которых точнее указывать конкретные факты и цифры.
    С: подберите более информативное выражение признака, если значение данного наречия неконкретно или несущественно.
    П:  ...хотя бы вот несколько секунд... →  ... 3–5 секунд...
  6. Частица — слово, придающее различные, в частности эмоциональные, оттенки значения, что исключается в объективной статье.
    С: убедитесь, что стоит использовать служебную часть речи, которая вносит лишь дополнительные оттенки значения.
    П:  ... далеко не все породы попугаев всегда поддаются обучению... →  При выборе вида пернатого помните, что в топе разговорчивых: жако, корелла и волнистый попугай .
  7. Избыточное сокращение — слова, записанные в виде графического сокращения с точкой и являющиеся дополнением к сказанному, а потому обычно незначимы.
    С: удостоверьтесь, что не имеющее самостоятельного значения сокращение незаменимо в тексте.
    П:  В помещении  же , где проходят  ваши  занятия, должно быть  комфортно, в принципе, спокойно, тихо и т. д. →  Выделите для занятий тихое место, чтобы птенец не отвлекался на посторонний шум.
  8. Повтор — избыточное повторение одинаковых, часто служебных, слов, сокращаемое без потери смысла.
    С: удалите по возможности повторение одних и тех же слов, если оно непреднамеренно и необязательно.
    П:  ... в далёкой  в  Австралии ... →  ...в далёкой Австралии...
  9. Тавтология — неоправданное употребление повторов одинаковых и (или) однокоренных слов, исправляемое перестраиванием предложения и подбором синонимичных слов.
    С: удалите необязательное повторение одних и тех же или однокоренных слов.
    П:  В целях эффективного и действенного обучения, важно лишь соблюсти при обучении некоторые  несложные правила.  →  Приведём 6 советов для будущих воспитателей пернатых.
  10. Необъективная оценка — прилагательные, наречия и существительные, выражающие авторскую оценку и выводы, а не требующиеся читателю объективные факты.
    С: попробуйте заменить прилагательные, наречия и существительные, обозначающие субъективную характеристику, конкретными фактами или цифрами.
    П:  ...но это  дорого ... →  ...обойдётся в 2000–3000 рублей...
    П:  ...это  увлекательнейший  процесс... →  ... увлекательный процесс, как любая дрессировка ...
  11. Штамп — необоснованное использование слишком часто употребляемых устойчивых выражений, потерявших первоначальную образность или экспрессивность и приумножающих языковой мусор.
    С: удалите расхожее газетное или бытовое (массмедийное, литературное, рекламное или корпоративное) устойчивое словосочетание или замените его немногословным аналогом.
    1) газетные и бытовые:
    П:   ...обучить своего пернатого питомца вполне под силу и вам... → ... обучить пернатого питомца вы можете самостоятельно...
    2) рекламные:
    П:  Вы сами можете в этом убедиться! → [просто удалить]
    3) массмедийные:
    П:  ... именно по этой причине  огромное количество  грамотных  специалистов говорят о том, что наиболее оптимальным , так или иначе,  является  самый  юный возраст птицы...  → ...поэтому подходящий возраст —  с 35 дней до 3–4 месяцев...
    4) общелитературные:
    П:  ...исходя из вышеизложенного, необходимо сказать... → [ просто удалить]
    5) фразеологические:
    П:  ... вы будете вознаграждены и сможете найти общий язык ... →  ... и уже через 2–3 месяца получите результат — с вами будет жить забавный и разговорчивый дружок!
  12. Лишняя однородность — возможное чрезмерное употребление не менее трёх однородных членов предложения, могущих иметь сходное (или синонимичное) значение и сокращающихся до одного слова, исключая тем самым смысловую избыточность.
    С: если однородные члены предложения близки по смыслу (или синонимичны) и разница между ними не влияет на смысл текста, найдите самое важное, а остальные удалите.
    1) синонимичные:
    П:  ...комфортно, в принципе,  спокойно , тихо и т. д.  → В ыделите для занятий тихое место, чтобы птенец не отвлекался на посторонний шум.
    2) близкие однородные:
    П:  ...забавный, разговорчивый, послушный и весёлый дружок... → ... забавный и разговорчивый дружок...
  13. Клише — готовые речевые обороты, легко воспроизводимые в определенных условиях и делающие текст неинтересным при частом и немотивированном применении.
    С: заменяйте шаблонные фразы, воспроизводимые в типичных речевых контекстах.
    П:  ...по суткам ... → ... ежедневно (посуточно)...
  14. Плеоназм — оборот речи с излишним повторением одинаковых или близких по значению слов, вводящий в текст ненормативность и речевые ошибки.
    С: сокращайте смысловую избыточность, при которой значение слова дублируется сочетающимися с ним словами.
    П:  ...огромное количество грамотных специалистов... → ...специалисты...
  15. Отглагольность — зачастую неуместное в публицистическом стиле канцелярское сочетание глагола с образованным от глагола же существительным, упрощаемое до одного обозначения действия предмета.
    С: если возможно, попробуйте заменить фразу с отглагольным существительным одним глаголом, исключив канцелярность конструкции.
    П:  ... проводить занятия ... → занимайтесь

  16. Модальность — категория, выражающая отношение говорящего к содержанию высказывания или содержания высказывания к действительности, что недопустимо или необязательно в статье.
    С: оставьте подходящую форму смыслового глагола, удалив выражение необходимости или долженствования, если оно несущественно.
    П:  ...не следует говорить с ним очень громким голосом... → ... не говорите громко...

  17. Сослагательность — обозначение желаемого, с точки зрения автора, или возможного действия, заменяемое конструкцией без условностей и субъективного отношения.
    С: исключите выражение возможного, предположительного или желательного действия, если оно необоснованно.
    П:  ...Можно было бы, конечно, купить... → ... Покупка уже говорящего взрослого попугая обойдётся в...
  18. Безличность — безличные предложения, в которых действие происходит независимо от деятеля, — личные же предложения с точным подлежащим и сказуемым делают текст более понятным и динамичным. 
    С: старайтесь использовать личные предложения, подбирая точное подлежащее и (или) сказуемое.
    П:  Стоит отметить, что попугаю совершенно точно необходимо дать какое-то время... →  Учитывайте, что попугаю будет требоваться 3–5 секунд...
  19. Страдательность — краткие страдательные причастия, обозначающие признак предмета, над которым производится  действие, — их употребление характерно для научного и официально-делового стиля, в публицистическом же это признак нежелательного канцелярита и повод заменить на действительный залог.
    С: попробуйте подобрать действующее лицо и смысловой глагол, либо напишите предложение только с подлежащим.
    П:  ...вы будете вознаграждены ... → ... получите результат...
  20. Сложная служебность — составные предлоги и союзы, образующие сложные, часто канцелярские, конструкции и тождественные простым служебным частям речи, исключающим громоздкость синтаксиса.
    С: старайтесь заменять составные служебные части речи на однословные аналоги, перестраивайте предложение, если это упростит его структуру.
    П:  В целях эффективного и действенного обучения...  → Чтобы выучить за 5 месяцев 100 слов...
    П:  Тем более что выращивание говорящего попугая — это увлекательнейший процесс.  → ... обучение попугая — увлекательный процесс...
  21. Слабый глагол — некоторые бытийные глаголы, обозначающие чьё-либо существование и нередко заменяемые более точным по значению глаголом (или удаляемые из текста).
    С: если возможно, попробуйте выбрать более конкретный смысловой глагол, либо напишите предложение только с подлежащим.
    П:  ...в далёкой в Австралии существуют школы... → ...в Австралии создавались школы...
    П:  ...наиболее оптимальным, так или иначе, является самый юный возраст птицы... → ... подходящий возраст — с 35 дней до 3–4 месяцев...
  22. Сложный синтаксис — определительные придаточные со словом "который", причастные и деепричастные обороты, затрудняющие восприятие текста, — их удаление или построение предложения только с подлежащим и (или) сказуемым сможет прибавить удобочитаемости.
    С: проверьте, можно ли перестроить предложение так, чтобы союзное слово было удалено без потери смысла.
    П:  ... общайтесь с вашим питомцем с помощью  особых выражений, которые привычны для него... →  Общайтесь с питомцем привычными для него выражениями...
    П:  Можно поинтересоваться, покупая вашего питомца... →  Перед покупкой не забудьте спросить...
    П:  ... не следует говорить с ним очень громким голосом, провоцирующим ответную реакцию... → ... не говорите громко , чтобы не спровоцировать его...

Пример типичного текста без воды, а значит, лаконичного и честного:

Как научить попугая говорить

Первые школы по обучению попугаев говорить создавались ещё в 1970-е гг. в Австралии. Но до такой тропической страны 8000 миль, а обучить пернатого питомца вы можете самостоятельно и в Сибири. Приведём 6 советов для будущих воспитателей пернатых:

  1. Покупка уже говорящего взрослого попугая обойдётся в 2000–3000 рублей, а птенца — в 500–800. Во втором случае вы сэкономите и получите настоящий опыт: обучение попугая — увлекательный процесс, как любая дрессировка.
  2. При выборе вида пернатого помните, что в топе разговорчивых: жако (70000–150000 руб.), корелла (2500–8000 руб.) и волнистый попугай (500–2000 руб.) — выучивают 100–800 слов. Птицы продаются в зоомагазинах и у заводчиков. Перед покупкой не забудьте спросить, обучается ли питомец человеческой речи.
  3. Попугаев старше 5 месяцев с момента покидания гнезда научить говорить сложнее, поэтому подходящий возраст — с 35 дней до 3–4 месяцев.
  4. Занимайтесь систематично: ежедневно 5–20 минут, в одинаковое время.
  5. Учитывайте, что попугаю будет требоваться 3–5 секунд, чтобы различить звук, а потом и слово.
  6. Не кричите на попугая и не говорите громко, чтобы не спровоцировать. Выделите для занятий тихое место, чтобы птенец не отвлекался на посторонний шум. 

Общайтесь с питомцем привычными для него выражениями и уже через 2–3 месяца получите результат — с вами будет жить забавный и разговорчивый дружок!

Процент воды: 0%.