Неверное абзацное членение текста значительно затрудняет восприятие прозаических строф. Композиционное членение помогает легче воспринимать содержание, правильно расставлять логические акценты, следить за развитием авторской мысли. Приведенный далее текст можно по-разному членить на абзацы в зависимости от выделения прозаических строф. Но без такого членения восприятие его значительно затрудняется.
Как правило, абзац является элементом текста, несущим какую-либо законченную мысль. Длинные абзацы обычно обескураживают читателя, поскольку вселяют опасение не уловить содержание, заложенное в объёмном фрагменте. Поэтому редакторы масс-медиа предпочитают абзацы длиной не более 70 слов. Таким образом, если у автора абзац получился слишком объёмным, ему следует вычленить в основной мысли дополнительные и выделить их в отдельные абзацы, разбив один большой элемент на несколько меньших.
По нашим наблюдениям максимально удобным для восприятия является абзац длиной не более 250 слов. Хотя для художественной литературы возможны исключения, как, например в книгах Габриэля Гарсиа Маркеса или Кристы Вольф.
Предложение должно иметь оптимальную длину, для того чтобы содержание текста легко воспринималось. Например, в газетных статьях средняя длина предложения составляет 22.4 слова. В то же время, в художественных и некоторых научных текстах объём предложений значительно превосходит названную цифру. Тем не менее, проведённые нами исследования (на корпусе русской классики и значительного числа научных статей) показали, что длина весьма распространённых предложений редко превышает 50 слов. Это, по нашему мнению, является предельно допустимой максимальной длиной предложения. Больший объём уже существенно затрудняет восприятие содержания текста.