5. Выделения и графическая форма текста

Выделения — это элементы текста (буквы, слова, словосочетания) оформленные иначе, чем основная его часть, что и выделяет их в этом тексте, делая самыми заметными.

 

5.1. Виды выделений

По назначению и роли в издании различают следующие виды выделений: 1) внутритекстовые (скрытые в тексте) заголовки; 2) логические усиления; 3) мнемически-справочные выделения; 4) структурные выделения; 5) структурно-рубрикационные выделения; 6) структурно-техн. выделения.

↑ Cодержание ↑

5.1.1. Внутритекстовые (скрытые в тексте) заголовки

Это слова и словосочетания в тексте, определяющие тему нерубрицированного (без заголовка) его фрагмента. Их роль в издании см. 1.4.11.

↑ Cодержание ↑

5.1.2. Логические усиления

Это слова или словосочетания, подчеркиванием которых без помощи слов уточняют смысл фразы таким образом, чтобы она могла быть истолкована только так, как нужно автору, а не иначе. Словесно выразить то же самое было бы неэкономно или сложно.

Напр.:

 

Петя пошел гулять — значит: именно Петя, а не кто-то другой пошел гулять.

Петя пошел гулять — значит: Петя именно пошел, а не поехал гулять.

Петя пошел гулять — значит: Петя пошел именно гулять, а не, скажем, на работу.

 

И когда Достоевский в своем «Дневнике писателя» замечает о Л. Толстом: «...его новый человек, его Левин, не умеет решить смутивший его вопрос» (Полн. собр. соч. Т. 25. С. 37), — то, выделяя слова не умеет, он тем самым логически подчеркивает именно неумение Левина, считая это самым важным, причем передает такой оттенок своей мысли, не тратя на это доп. слов, которые отвлекли бы его и читателя от развиваемой мысли.

Благодаря логическим усилениям читатель точно понимает, что хотел выразить автор, втягивается в активную мыслительную работу, поскольку ему приходится домысливать то, что словесно не высказано, истолковывать суть логического акцентирования.

Слишком частые логические усиления, однако, ослабляют их воздействие на читателя и осложняют чтение.

↑ Cодержание ↑

5 1.3. Мнемически-справочные выделения

Это, во-первых, выделение терминов, имен, названий, дат. Такие выделения помогают читателю прочно их запомнить и быстро находить в массиве текста страницы. Их образец см. выше, в начале абзаца.

Это, во-вторых, выделение слов и словосочетаний — опорных смысловых пунктов содержания текстовой части (например, параграфа). Такие слова и словосочетания выполняют роль своеобразных заголовков сверхфразовых единств текстовой части. Каждый из них замещает содержание фрагмента текста, свертывает его до выделенного слова (словосочетания). Отражая план текста, они в то же время помогают читателю удерживать в памяти его содержание, а когда понадобится, восстанавливать его, развертывая во всех деталях или большей их части.

Это, в-третьих, выделение правил, законов, важнейших положений. Оно не дает читателю проскочить мимо самого важного в тексте, заставляет вдуматься в него, запомнить, а когда понадобится, вернуться к этой формулировке, быстро найти ее.

Напр., Л. Толстой в статье «Прогресс и определение образования» два раза выделяет главную мысль об образовании. В начале статьи, чтобы читатель знал, какое положение автор будет разъяснять и доказывать:

 

Мы сказали: образование, в самом общем смысле, обнимающее и воспитание, есть, по нашему убеждению, та деятельность человека, которая имеет основанием потребность к равенству и неизменный закон движения вперед образования... (Собр. соч.: В 22 т. М., 1983. Т. 16. С. 67).

 

Затем почти то же самое в конце статьи:

 

... и я вновь повторяю и разъясняю сказанное: образование есть деятельность человека, имеющая своим основанием потребность к равенству и неизменный закон движения вперед образования (Там же. С. 91).

 

Двумя выделениями Толстой старался врезать свою мысль в память читателя и, несомненно, добился этого. А запомнившему ее читателю легче будет восстановить и путь Толстого к ней.

↑ Cодержание ↑

5.1.4. Структурные выделения

Первый вид структурных выделений — структурные выделения-вспомогательного или иллюстративного текста.

Вычленяя в тексте разные слои у каждого из которых своя роль, свое назначение, такие структурные выделения помогают читателю быстро в тексте, отделять вспомогательное от основного легко находить фрагменты того слоя, который интересует читателя в первую очередь. Напр., в тексте с вкрапленными в него документами (записки, приказы, распоряжения и т. п.), которые выделены графически и отличаются этим от комментаторского текста, истолкования и выводов, читателю, которому нужны только тексты документов, будет проще их найти а читателю, которому понадобится еще раз проанализировать истолкование и выводы, не нужно будет выискивать их в массиве одинаково набранных основного и вспом. текста.

Именно поэтому желательно выделение примеров, задач, случаев, которые призваны демонстрировать теоретические или метод, положения. Напр., в пособии по экономике изд. дела автор, наложив способ подсчета емкости печ. листа и ее коэффициента, подкрепляет методику графически выделенным примером:

 

Количество содержащихся в печ. листе знаков называется емкостью печ. лис-та. Если известны изд. и печ. объемы издания, то емкость печ. листа вычисляется путем умножения изд. объема на 40 000 и деления полученного произведения (т. е. общего количества знаков в издании) на печ. объем.

При делении емкости печ. листа на 40 000 получается коэффициент емкости печ. листа. Этот последний можно вычислить также путем деления изд. объема на печатный.

 

Пример. Изд. объем — 25 листов, печ. объем — 20 листов.

Емкость печ. листа будет равна 25 х 40 000 : 20 = 50 000 знаков.

Коэффициент емкости равен 50 000 : 40 000 = 1,25, или 25 : 20 = 1,25.

Если известны емкость печ. листа (50 000 знаков) и печ. объем (20 листов), можно определить изд. объем: 50 000 х 20 : 40 000 = 25.

Если известны емкость печ. листа (50 000 знаков) и изд. объем (25 листов), можно подсчитать печ. объем: 25 х 40 000 : 50 000 = 20.

 

В структурно сложном худож. произведении выделением одного из структурных слоев можно упростить восприятие текста читателем и усилить воздействие текста на него.

В сказочной повести Гофмана «Повелитель блох» герой Перегринус Тис благодаря микроскопическому стеклышку, которое вставляет в его глаз король блох, проникает в мысли собеседника, разительно отличающиеся от произносимых тем слов. Эти мысли внутри реплики говорящего в издании русского перевода повести заключены в кавычки. Если бы эти мысли были выделены графически, разительный их контраст был бы подчеркнут сильнее, выразительнее. Напр.:

 

Напечатано:

— В таком случае, — произнес господин Сваммер, низко кланяясь, — в таком случае позвольте засвидетельствовать вам свое почтение, любезнейший господин Тик. — А мысли гласили: «Чтоб черт тебя побрал, проклятый дурень».

 

Вариант с выделением «мыслей»:

— В таком случае, — произнес господин Сваммер, низко кланяясь, — в таком случае позвольте засвидетельствовать вам свое почтение, любезнейший господин Тик. — А мысли гласили: Чтоб черт тебя побрал, проклятый дурень.

 

К структурным выделениям можно отнести и выделения пояснительных слов об авторской или языковой принадлежности цитат, примечаний, выделенных слов. Главная цель таких выделений — помочь читателю мгновенно понять, чьи слова или перевод с какого языка он читает либо кто выделил слова в цитате: выделенное пояснение схватывается периферическим зрением именно благодаря его графическому отличию от текста, к которому оно относится. В то же время выделение подчеркивает вспом. роль пояснений.

Структурны и выделения элементов библиогр. записи. Эти выделения необязательны, но многие изд-ва к ним прибегают.

Выделяют заголовок библиогр. записи — имя автора — или первое слово заглавия издания (произведения) при записи, начинающейся с заглавия. В библиогр. списках с ненумерованными записями последние благодаря этому лучше отделяются друг от друга. Кроме того, по этим выделениям ведется розыск издания в библиотечном каталоге.

Иногда в библиогр. списке (указателе) выделяют основное заглавие, как самую информативную часть записи. Делают это в том случае, если ясно, что именно тема издания (произведения) будет в первую очередь интересовать читателя.

В языковедческих и литературоведческих текстах структурными являются выделения букв, слогов, других частей слов, а также иллюстративного речевого материала.

Их цель — показать в структуре слова те ее части, которые автор рассматривает и характеризует, а также отделить иллюстративный текст от теоретического или методического.

↑ Cодержание ↑

5.1.5. Структурно-рубрикационные выделения

Это выделения заголовков вспомогательно-иллюстративных текстов: примеров, задач, внутритекстовых примечаний, а также таких особых видов текста, как таблицы. Это типовые заголовки, которые ставят либо непосредственно перед текстом в подбор с ним (см. первый пример в 5.1.4.) для того, чтобы еще больше отделить его начало от осн. текста, либо перед порядковым номером таблицы (см. гл. 13), чтобы сделать более заметным заголовок, по которому ведется поиск. Тот же смысл у выделения сокращенного обозначения иллюстрации (рис.) перед ее номером в подписи к иллюстрации.

Близки к такому виду выделения типовых элементов заголовков произведения в сочетании их с тематической частью (напр.: Глава первая. РУБРИКАЦИЯ; Часть третья.АППАРАТ ИЗДАНИЯ; Глава 18. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ). Обычно эти элементы набирают иначе, чтобы отделить поисковую часть заголовка от содержательной и сделать эту часть заметной, что и облегчает поиск.

↑ Cодержание ↑

5.1.6. Структурно-технические выделения

Это выделения символов (напр., прописных и строчных букв латинского или русского алфавита), чтобы упростить чтение, не дать символам слиться с остальным текстом, где такие же буквы могут быть предлогами или союзами, а кроме того, сделать их начертание одинаковым с начертанием в формулах.

Это также выделения в тексте цифровых номеров-позиций иллюстрации, являющихся условными обозначениями деталей изображения, или букв, обозначающих часть иллюстрации (отдельное изображение или точку на нем). Их выделяют, чтобы они не были приняты за обозначение количества или букву осн. текста.

↑ Cодержание ↑

5.2. Приемы выделения

В приемах выделения принято различать три большие группы: шрифтовые, нешрифтовые и комбинированные (смешанные) выделения.

↑ Cодержание ↑

5.2.1. Шрифтовые приемы выделения

К этим приемам относятся:

1. Изменение рисунка (гарнитуры) шрифта (второй пример в 5.1.4). Прием наиболее подходит для структурных выделений большого объема, когда выделяемый текст (чаще всего документально-иллюстративного характера) не уступает в значении остальному тексту. Набор шрифтом меньшего размера (кегля) в таких случаях не годится, а применению втяжек мешает большой объем (если он превысит страницу, читатель может не заметить втяжки). Применять же курсив нецелесообразно из-за его сниженной удобочитаемости.

2. Изменение начертания шрифта:

а) Курсив светлый в массиве прямого;

 

Если человеку суждено стать богом, то престолом его будет книга. Леонид Андреев

 

б) Полужирное прямое начертание в массиве светлого прямого:

 

Если человеку суждено стать богом, то престолом его будет книга. Леонид Андреев

 

в) Курсивное полужирное начертание в курсивном светлом:

 

Если человеку суждено стать богом, то престолом его будет книга. Леонид Андреев

 

г) Узкое или широкое начертание в нормальном по плотности (ширине) шрифте и наоборот:

 

Если человеку суждено стать богом, то престолом его будет книга. Леонид Андреев

 

Если человеку суждено стать богом, то престолом его будет книга. Леонид Андреев

 

Если человеку суждено стать богом, то престолом его будет книга. Леонид Андреев

 

Если человеку суждено стать богом, то престолом его будет книга. Леонид Андреев

 

д) Набор прописными в массиве строчного:

 

Если человеку суждено стать богом, то престолом его будет КНИГА. Леонид Андреев

 

е) Набор капителью (шрифт по высоте строчной, а по начертанию прописной) в массиве строчного:

 

Если человеку суждено стать богом, то престолом его будет КНИГА. Леонид Андреев

 

Эти приемы могут сочетаться разным способом (ПОЛУЖИРНЫЙ ПРОПИСНОЙ, курсив узкий или широкий и т. д.).

Используется изменение начертания шрифта гл. обр. для выделения отдельных слов и словосочетаний, реже — фраз, причем наиболее широко применяется светлый курсив (для скрытых в тексте рубрик, логических усилений, мнемических справочных выделений, небольших по объему структурных выделений).

3. Изменение размера (кегля) шрифта:

а) Набор шрифтом меньшего кегля (обычно на две ступени меньшего, чем кегль шрифта осн. текста: кг. 8 в кг. 10; кг. 6 в кг. 8; кг. 7 в кг. 9 и т. п.).

Применяется для выделения вспомогательно-второстепенного текста, причем при большом объеме набора шрифтом мелкого кегля увеличивают интерлиньяж (междустрочные пробелы); напр., при наборе кг. 8 интерлиньяж увеличивают на 2 п., чтобы не ухудшить условия чтения.

«Гигиенические требования к изданиям книжным для взрослых» (СанПин 1.2.1253—03) в изданиях, читаемых большими порциями (с большой зрительной нагрузкой), разрешают набирать шрифтом кг. 7 только доп. текст объемом не более 1 500 знаков на странице, а в изданиях, читаемых небольшими порциями, — не более 2 000 знаков и осн. текст в справочных изданиях. Кг. 6 допускается в изданиях, читаемых небольшими порциями, для доп. текста объемом не более 1 500 знаков на странице.

В изданиях детской лит. ОСТ 29.127—96 «Издания книжные для детей. Общие технические условия» устанавливает кегль шрифта вспомогательно-доп. текстов при возрасте читателей 11—14 лет не менее 9 п. с обязательным увеличением интерлиньяжа на 2—4 п., а при возрасте читателей 15—17 лет — не менее 8 п. с обязательным увеличением интерлиньяжа не менее чем на 2 п.

Объем вспомогательно-доп. текста в изданиях для читателей 11—14 лет не должен превышать 2 000 знаков, а в изданиях для детей 15—17 лет занимать не более 1/3 полосы.

б) Набор шрифтом увеличенного кегля по сравнению с кеглем шрифта осн. текста (обычно на две ступени большего, чем кегль шрифта осн. текста: кг. 12 в кг. 10; кг. 10 в кг. 8 и т. п.).

Применяется для выделений правил, законов, главных положений.

↑ Cодержание ↑

5.2.2. Нешрифтовые приемы выделения

К этим приемам относятся:

1. Увеличение межбуквенных просветов — разрядка. Прием подходит для скрытых в тексте заголовков, логических усилений, мнемически-справочных и структурных выделений отдельных слов и словосочетаний, когда нужно разнообразить приемы, по-разному оформляя различные виды выделений. Многие художники-оформители считают, что разрядка снижает качество набора полосы, ухудшает общее впечатление от нее, и предпочитают ей шрифтовые приемы выделения. При большом числе выделений разрядкой многословных словосочетаний она снижает не только удобочитаемость текста, но и емкость печ. листа.

2. Втяжки одно- и двусторонние. Прием используют для структурных выделений небольшого объема, когда выделяемый текст не уступает по значению остальному, а выделять шрифтом другой гарнитуры или начертания нежелательно.

3. Восклицательный и вопросительный знаки в круглых скобках. Этими знаками, уже потерявшими значение пунктуационных, выделяют обычно в тексте цитаты предшествующее слово или словосочетание, помогая выразить к ним свое отношение в знаковой, а не словесной форме. Восклицательным знаком в круглых скобках подчеркивают свое согласие с такими словами цитируемого текста или их одобрение, а вопросительным — свое сомнение в словах цитируемого, несогласие с ними или их ошибочность.

4. Знак ударения над словом. Он необходим для логического усиления подчинительного союза что, без чего фраза может быть прочитана неверно, не в соответствии с тем значением, которое хотел передать ею автор. Ср.:

 

Я знаю, что он говорит (т. е. не молчит).

Я знаю, что´ он говорит (т. е. каково содержание его речи).

 

Первая фраза (без ударения над союзом что) может быть прочитана как значащая именно то, что напечатано в скобках вслед за ней. Между тем не исключено, что автор хотел передать фразой другое значение (второе), но забыл воспользоваться знаком ударения над союзом или не посчитал это нужным. Конечно, из дальнейшего контекста читатель может понять, что первоначально прочитал фразу неверно. Для проверки ему придется вернуться к этой фразе и перечитать ее с ударением на союзе «что». Если бы автор (редактор-издатель) поставил ударение на союзе «что», неверное первоначальное чтение фразы было бы исключено и техническая задержка в чтении текста устранена. Выделение же союза чтокурсивом, полужирным, разрядкой — слишком сильное для такого рода усиления. Поэтому традиционно для него используется знак ударения.

5. Линейки подчеркивающие, отчеркивающие и обрамляющие. Подчеркивающие линейки могут быть использованы взамен шрифтовых выделений, когда последних не хватает для оформления различных видов выделений.

Вертикальные отчеркивающие линейки применяют в сочетании с втяжкой для структурных выделений большого объема, когда выделяемый текст занимает целые страницы и одна втяжка может быть не замечена читателем.

В обрамляющие линейки заключают обычно правила, законы, важнейшие положения для более сильного подчеркивания их значения.

6. Орнаментальные рамки. Их применяют так же, как и обрамляющие линейки, для более сильного выделения и в соответствии с общим стилем оформления.

7. Увеличение или уменьшение интерлиньяжа (междустрочного пробега). Может быть использовано для структурных выделений большого объема, чаще всего эти тексты набирают без увеличенного интерлиньяжа при наборе остального текста с увеличенным интерлиньяжем. При этом следует учитывать ограничения в кегле шрифта и объем выделенного текста, установленные стандартами (см. выше в 5.2.1, п. 3а).

8. Отбивки-пробелы (обычно в сочетании с втяжкой или другими приемами). Это лишь доп. средство выделения, цель которого — сильнее отделить выделяемый текст от основного.

9. Печать другим цветом или на цветной плашке. Этот сильный прием целесообразен только в том случае, если не ухудшает условий чтения, не снижает удобочитаемости текста. ОСТ 29.127—96 требует в книжных изданиях для детей при печати выделений цветными красками набирать их шрифтом кегля на 2 п. больше кегля шрифта осн. текста и не разрешает печатать их на цветном, сером фоне, на многокрасочных иллюстрациях.

10. Выворотка. Сильный способ: текст образуется пробельными элементами (белый шрифт на черном или цветном фоне). Напр.:

 

Если человеку суждено стать богом, то престолом его будет книга. ЛЕОНИД АНДРЕЕВ

 

Выворотка снижает удобочитаемость текста, и прибегать к ней нужно очень осторожно, используя главным образом для текстов небольшого объема, напр., для немногострочных правил, законов и т. п., когда оправдан набор шрифтом, кегль которого больше кегля шрифта осн. текста.

СанПин 1.2.1253—03 допускают в изданиях для взрослых выворотку только при условии набора выворотного текста объемом более 2000 знаков на странице шрифтом кегля не менее 12 п. и увеличении интерлиньяжа на 4 п., а при объеме менее 2000 знаков на странице — шрифтом кегля не менее 10 п. и при объеме менее 200 знаков на странице—шрифтом кегля 9 п. Во всех случаях оптическая плотность фона должна быть не менее 0,4.

В книжных изданиях для детей ОСТ 29.127—96 разрешает выворотку шрифта для выделений и набора вспомогательно-доп. текста, только если издания адресованы детям 11 лет и старше. При этом в изданиях для детей 11—14 лет гарнитура шрифта для выделения вывороткой должна быть из группы рубленых или новых малоконтрастных шрифтов, кегль не менее 12 п., оптическая плотность фона — не менее 0,5, а объем текста — не более 2 000 знаков. В изданиях для детей 15—17 лет для выворотки те же нормы, что и для изданий для взрослых.

↑ Cодержание ↑

5.2.3. Комбинированные приемы выделения

Они представляют собой комбинацию шрифтовых приемов с нешрифтовыми. Напр., курсив вразрядку; набор шрифтом меньшего кегля, или другой гарнитуры, или другого начертания в сочетании со втяжкой и т. д. Сочетания могут быть самыми разнообразными. Комбинированными являются и сочетания между собой разных шрифтовых приемов или разных нешрифтовых приемов.

↑ Cодержание ↑

5.3. Общие требования к использованию приемов выделения

Первое такое требование — объект каждого вида выделять по-своему. Цель — помочь читателю легко, сразу отличать один вид выделенного объекта от других. Напр., если термины набраны вразрядку, то имена лучше выделить курсивом светлым.

Различать выделительными приемами целесообразно такие объекты, как скрытые в тексте заголовки, логические усиления, термины, имена, названия. Когда же они встречаются в тексте вместе и средств для выделения объекта каждого вида по-своему не хватает, то одинаково выделять предпочтительно такими парами: скрытые в тексте заголовки и термины, имена и названия.

Второе требование — применять выделения последовательно. Это значит, что, решив выделить, напр., имена и названия, нельзя одни из них выделять, а другие того же типа и значения оставлять не выделенными или, выбрав для выделения, напр., имен светлый курсив, нельзя какие-то из них набирать вразрядку.

Соблюдать последовательность в использовании приемов выделения, особенно в сложных изданиях, помогает спецификация, определяющая их систему. Напр.:

 

Имена — разрядка при первом упоминании.

Названия — курсив светлый при первом упоминании.

Примеры — кг. 8 со втяжкой и отбивкой от осн. текста.

Логические усиления — курсив светлый и т. д.

 

Благодаря спецификации не нужно рыскать по оригиналу для того, чтобы узнать, каким приемом раньше выделялся такой же элемент текста. Кроме того, по спецификации, представляющей систему выделений в сжатой, наглядной форме, эту систему проще совершенствовать, разнообразя различные приемы для различных видов выделений и используя всю гамму возможностей типографики.

↑ Cодержание ↑

5.4. Начертания знаков препинания при выделении

5.4.1. Начертания знаков препинания на стыке выделенного текста с невыделенным

Знаки препинания на стыке выделенного текста с невыделенным внутри фразы:

1. Выделяют, если они относятся только к выделенному тексту. Напр.:

 

Процесс, о котором шла речь, назовем кратко «решением задачи „А”».

 

Здесь кавычки выделены, т. к. относятся только к выделенному тексту.

2. Не выделяют, если относятся в равной степени и к выделенному, и к невыделенному предшествующему или последующему тексту. Напр.:

 

...идентифицирующие признаки (даты жизни, область деятельности, слова сын, отец старший, младший) заключают в круглые скобки.

 

Здесь закрывающая скобка не выделена, т. к. в равной степени относится и к невыделенному тексту в скобках, а также потому, что не выделена и открывающая скобка: знаки ведь парные.

Примером может служить также и первая запятая в правилах 1 и 2: она набрана шрифтом прямого начертания, т. к. в равной степени относится и к последующему невыделенному тексту.

↑ Cодержание ↑

5.4.2. Начертание знаков препинания внутри выделенного текста

В этом случае, если выделенный текст составляет целую фразу, знаки препинания выделяют так же, как и выделенный текст: курсивом, если текст выделен курсивом, п/ж — если текст выделен п/ж. Примером может служить номер этого параграфа 5.4.2, в котором точки набраны, как и он, п/ж. Если же выделенный текст составляет лишь часть фразы, знаки препинания внутри этого текста, как относящиеся к фразе в целом, рекомендуется набирать шрифтом того же начертания, что и не выделенная часть фразы.

↑ Cодержание ↑

5.5. Графическая форма элементов текста

В тексте изданий порой встречаются слова-омографы, или графические омонимы, т. е. слова, одинаковые по написанию, но по-разному произносимые в зависимости от значения, которое вложил в них автор: у´же и уже´, замо´к и за´мок, все и всё и т. д. Часто предшествующий контекст подсказывает читателю, каким должно быть произношение и соответственно значение такого слова. Но не всегда. И тогда читатель может первоначально прочитать омограф не так, как нужно. Лишь смысловая несуразица из-за такого произношения, выявленная в ходе последующего чтения, вынуждает его возвратиться к этому слову и прочитать его правильно. Это приводит к пустой трате времени. Между тем у редактора-издателя и автора есть средства, позволяющие избавить читателя от первоначально неверного прочтения омографов. Эти средства — знак ударения над буквой и буква «ё» вместо «е».

↑ Cодержание ↑

5.5.1. Знак ударения на омографах

Знак ударения указывает читателю, как именно надо читать слово-омограф в соответствии с его значением в данном контексте. Например:

 

С восприятием мира у него случалось то же, что с чтением: он редко мог проникнуть в содержание фразы, если она была подлиннее и посложнее, и воспринимал как-то врозь только отдельные слова (Конашевич В. О себе и своем деле).

 

Нельзя исключить, что слово подлиннее кое-кто из читателей прочитает с ударением на букву «о», т. е. по´длиннее, хотя автор употребил здесь слово подлинне´е. Поставь здесь автор или редактор ударение над первой буквой «е», и неверное прочтение слова-омографа было бы исключено.

↑ Cодержание ↑

5.5.2. Знак ударения на союзе что в придаточном предложении

Это знак слабого логического ударения. Б. С. Мучник называет такой знак ударения термином «акут» (Мучник Б. С. Человек и текст: Основы культуры письменной речи. М., 1985. С. 108—110). Без такого знака предложение может быть прочитано не в соответствии с тем значением, которое хотел передать автор. См. об этом 5.2.2, п. 4.

↑ Cодержание ↑

5.5.3. Буква «ё»

Замена буквы «е» буквой «ё» во всех случаях, когда слово-омограф может быть прочитано по-разному, также подсказывает читателю правильное прочтение такого текста с первого раза. Например:

 

Правильно:

 

Неправильно:

Опросы показали, что всё новые слои стремятся к образованию...

 

Опросы показали, что все новые слои стремятся к образованию...

 

 

 

На те´мном заседании в «Крокодиле» - автор многих остроумных тем художник Ю. А. Ганф предложил шутки ради смешную тему...

 

На темном заседании в «Крокодиле» - автор многих остроумных тем художник Ю. А. Ганф предложил шутки ради смешную тему...

(Рыклин Г. Е. Если память мне не изменяет… С 118).

 

(Рыклин Г. Е. Если память мне не изменяет... С 118).

 

Здесь в тексте справа первое прочтение слова «темном», очень вероятно, будет невольно «тёмном», поскольку профессионализм «те´мном» знако´м лишь узкому кругу карикатуристов. И только конец фразы подсказывает, какое именно прилагательное употребил автор в начале предложения. Любопытно, что при повторном употреблении этого же слова Г. Рыклин спохватился и посчитал нужным подсказать читателю правильное его прочтение:

 

Черемных карикатурист думающий, ищущий темы, предложения. На ближайшем темном (не тёмном, а те´мном) совещании он демонстрирует... (Там же. С 140).

↑ Cодержание ↑