Вода — слова, которые предсказуемо исключаются из текста без потери смысла, — если их удалить или заменить, текст станет более информативным и удобочитаемым. Редактура текста с водой предполагает не просто техническую чистку от незначимых слов, но и наполнение статьи полезным и интересным для читателя содержанием. Водные удаляемые слова иначе называют стоп-словами (в SEO) или словесным мусором. Содержание воды — процентное соотношение водных слов ко всем из текста.
Пример небольшого типичного текста с водой:
Как научить попугая говорить |
---|
А знаете ли вы, что в далёкой в Австралии существуют школы, в которых попугаев могут научить говорить? Но Австралия, увы, далеко, и обучить своего пернатого питомца вполне под силу и вам. Вы сами можете в этом убедиться! В целях эффективного и действенного обучения, важно лишь соблюсти при обучении некоторые несложные правила. Можно было бы, конечно, купить и взрослого попугая, который уже умеет говорить, но это дорого, а небольшой птенец обойдётся, с точки зрения потребителя, гораздо дешевле. Тем более что выращивание говорящего попугая — это увлекательнейший процесс. Без сомнения, далеко не все породы попугаев как таковые всегда поддаются обучению. Попугая вы можете купить как в зоомагазине, так и приобрести у заводчиков. Можно поинтересоваться, покупая вашего питомца, способен ли он к обучению человеческой речи. Взрослого попугая, откровенно говоря, очень и очень сложно научить говорить, именно по этой причине огромное количество грамотных специалистов говорят о том, что наиболее оптимальным, так или иначе, является самый юный возраст птицы. При обучении играет большую роль систематичность. Желательно при этом проводить занятия не просто по суткам, а по нескольку раз в день. Стоит отметить, что попугаю совершенно точно необходимо дать какое-то время на то, чтобы запомнить слово, хотя бы вот несколько секунд. Кроме всего прочего, ни в коем случае нельзя кричать на своего попугайчика, и вообще не следует говорить с ним очень громким голосом, провоцирующим ответную реакцию. В помещении же, где проходят ваши занятия, должно быть комфортно, в принципе, спокойно, тихо и т. д. Итак, исходя из вышеизложенного, необходимо сказать: почаще общайтесь с вашим питомцем с помощью особых выражений, которые привычны для него, и — бац! — вы будете вознаграждены и сможете найти общий язык — в вашем доме будет жить забавный, разговорчивый, послушный и весёлый дружок! |
Процент воды: 57,6%. |
В текстах информационного стиля может встречаться 22 категории водных слов:
- Междометие — неизменяемое слово, выполняющее экспрессивную или побудительную функцию и использующееся в разговорном или художественном стиле для передачи настроения героя или автора, а значит, в информационном безоценочном стиле неуместно.
Совет (С): удалите междометие, если выражение чувства или ощущения в тексте необязательно.
Пример (П): Но Австралия , увы, далеко... → Но до такой тропической страны 8000 миль... - Звукоподражание — слово, имитирующее звуки окружающей действительности средствами языка и типичное для разговорной речи, а не для продающего текста.
С: удалите звукоподражание, если воспроизведение природного звучания напоминающими его словами необязательно.
П: и — бац! — вы будете вознаграждены → ...и уже через 2–3 месяца получите результат... - Местоимение — слово или выражение, указывающее на предметы, признаки и количество, не называя их, и часто излишнее в инфотексте, если обозначает принадлежность, обобщённый признак, неопределённые предметы и свойства.
С: проверьте, является ли указание на предметы или признаки избыточным и можно ли его удалить без потери смысла.
П: ...обучить своего пернатого питомца... → ... обучить пернатого питомца... - Вводное слово — слово или словосочетание, отражающее отношение говорящего к высказыванию, сведение об источнике, связи с контекстом и не являющееся членом предложения, а следовательно, необязательно.
С: избегайте субъективных оценок и выражения своего отношения к высказываемому, если этого не требуется.
П: Можно было бы , конечно, купить и взрослого попугая, [...], а небольшой птенец обойдётся , с точки зрения потребителя, гораздо дешевле. → Покупка уже говорящего взрослого попугая обойдётся в 2000–3000 рублей, а птенца — в 500–800. - Неточное наречие — слово, обозначающее неопределённую меру и степень проявления признака или абстрактное время и место действия, взамен которых точнее указывать конкретные факты и цифры.
С: подберите более информативное выражение признака, если значение данного наречия неконкретно или несущественно.
П: ...хотя бы вот несколько секунд... → ... 3–5 секунд... - Частица — слово, придающее различные, в частности эмоциональные, оттенки значения, что исключается в объективной статье.
С: убедитесь, что стоит использовать служебную часть речи, которая вносит лишь дополнительные оттенки значения.
П: ... далеко не все породы попугаев всегда поддаются обучению... → При выборе вида пернатого помните, что в топе разговорчивых: жако, корелла и волнистый попугай . - Избыточное сокращение — слова, записанные в виде графического сокращения с точкой и являющиеся дополнением к сказанному, а потому обычно незначимы.
С: удостоверьтесь, что не имеющее самостоятельного значения сокращение незаменимо в тексте.
П: В помещении же , где проходят ваши занятия, должно быть комфортно, в принципе, спокойно, тихо и т. д. → Выделите для занятий тихое место, чтобы птенец не отвлекался на посторонний шум. - Повтор — избыточное повторение одинаковых, часто служебных, слов, сокращаемое без потери смысла.
С: удалите по возможности повторение одних и тех же слов, если оно непреднамеренно и необязательно.
П: ... в далёкой в Австралии ... → ...в далёкой Австралии... - Тавтология — неоправданное употребление повторов одинаковых и (или) однокоренных слов, исправляемое перестраиванием предложения и подбором синонимичных слов.
С: удалите необязательное повторение одних и тех же или однокоренных слов.
П: В целях эффективного и действенного обучения, важно лишь соблюсти при обучении некоторые несложные правила. → Приведём 6 советов для будущих воспитателей пернатых. - Необъективная оценка — прилагательные, наречия и существительные, выражающие авторскую оценку и выводы, а не требующиеся читателю объективные факты.
С: попробуйте заменить прилагательные, наречия и существительные, обозначающие субъективную характеристику, конкретными фактами или цифрами.
П: ...но это дорого ... → ...обойдётся в 2000–3000 рублей...
П: ...это увлекательнейший процесс... → ... увлекательный процесс, как любая дрессировка ... - Штамп — необоснованное использование слишком часто употребляемых устойчивых выражений, потерявших первоначальную образность или экспрессивность и приумножающих языковой мусор.
С: удалите расхожее газетное или бытовое (массмедийное, литературное, рекламное или корпоративное) устойчивое словосочетание или замените его немногословным аналогом.
1) газетные и бытовые:
П: ...обучить своего пернатого питомца вполне под силу и вам... → ... обучить пернатого питомца вы можете самостоятельно...
2) рекламные:
П: Вы сами можете в этом убедиться! → [просто удалить]
3) массмедийные:
П: ... именно по этой причине огромное количество грамотных специалистов говорят о том, что наиболее оптимальным , так или иначе, является самый юный возраст птицы... → ...поэтому подходящий возраст — с 35 дней до 3–4 месяцев...
4) общелитературные:
П: ...исходя из вышеизложенного, необходимо сказать... → [ просто удалить]
5) фразеологические:
П: ... вы будете вознаграждены и сможете найти общий язык ... → ... и уже через 2–3 месяца получите результат — с вами будет жить забавный и разговорчивый дружок! - Лишняя однородность — возможное чрезмерное употребление не менее трёх однородных членов предложения, могущих иметь сходное (или синонимичное) значение и сокращающихся до одного слова, исключая тем самым смысловую избыточность.
С: если однородные члены предложения близки по смыслу (или синонимичны) и разница между ними не влияет на смысл текста, найдите самое важное, а остальные удалите.
1) синонимичные:
П: ...комфортно, в принципе, спокойно , тихо и т. д. → В ыделите для занятий тихое место, чтобы птенец не отвлекался на посторонний шум.
2) близкие однородные:
П: ...забавный, разговорчивый, послушный и весёлый дружок... → ... забавный и разговорчивый дружок... - Клише — готовые речевые обороты, легко воспроизводимые в определенных условиях и делающие текст неинтересным при частом и немотивированном применении.
С: заменяйте шаблонные фразы, воспроизводимые в типичных речевых контекстах.
П: ...по суткам ... → ... ежедневно (посуточно)... - Плеоназм — оборот речи с излишним повторением одинаковых или близких по значению слов, вводящий в текст ненормативность и речевые ошибки.
С: сокращайте смысловую избыточность, при которой значение слова дублируется сочетающимися с ним словами.
П: ...огромное количество грамотных специалистов... → ...специалисты... - Отглагольность — зачастую неуместное в публицистическом стиле канцелярское сочетание глагола с образованным от глагола же существительным, упрощаемое до одного обозначения действия предмета.
С: если возможно, попробуйте заменить фразу с отглагольным существительным одним глаголом, исключив канцелярность конструкции.
П: ... проводить занятия ... → занимайтесь
- Модальность — категория, выражающая отношение говорящего к содержанию высказывания или содержания высказывания к действительности, что недопустимо или необязательно в статье.
С: оставьте подходящую форму смыслового глагола, удалив выражение необходимости или долженствования, если оно несущественно.
П: ...не следует говорить с ним очень громким голосом... → ... не говорите громко...
- Сослагательность — обозначение желаемого, с точки зрения автора, или возможного действия, заменяемое конструкцией без условностей и субъективного отношения.
С: исключите выражение возможного, предположительного или желательного действия, если оно необоснованно.
П: ...Можно было бы, конечно, купить... → ... Покупка уже говорящего взрослого попугая обойдётся в... - Безличность — безличные предложения, в которых действие происходит независимо от деятеля, — личные же предложения с точным подлежащим и сказуемым делают текст более понятным и динамичным.
С: старайтесь использовать личные предложения, подбирая точное подлежащее и (или) сказуемое.
П: Стоит отметить, что попугаю совершенно точно необходимо дать какое-то время... → Учитывайте, что попугаю будет требоваться 3–5 секунд... - Страдательность — краткие страдательные причастия, обозначающие признак предмета, над которым производится действие, — их употребление характерно для научного и официально-делового стиля, в публицистическом же это признак нежелательного канцелярита и повод заменить на действительный залог.
С: попробуйте подобрать действующее лицо и смысловой глагол, либо напишите предложение только с подлежащим.
П: ...вы будете вознаграждены ... → ... получите результат... - Сложная служебность — составные предлоги и союзы, образующие сложные, часто канцелярские, конструкции и тождественные простым служебным частям речи, исключающим громоздкость синтаксиса.
С: старайтесь заменять составные служебные части речи на однословные аналоги, перестраивайте предложение, если это упростит его структуру.
П: В целях эффективного и действенного обучения... → Чтобы выучить за 5 месяцев 100 слов...
П: Тем более что выращивание говорящего попугая — это увлекательнейший процесс. → ... обучение попугая — увлекательный процесс... - Слабый глагол — некоторые бытийные глаголы, обозначающие чьё-либо существование и нередко заменяемые более точным по значению глаголом (или удаляемые из текста).
С: если возможно, попробуйте выбрать более конкретный смысловой глагол, либо напишите предложение только с подлежащим.
П: ...в далёкой в Австралии существуют школы... → ...в Австралии создавались школы...
П: ...наиболее оптимальным, так или иначе, является самый юный возраст птицы... → ... подходящий возраст — с 35 дней до 3–4 месяцев... - Сложный синтаксис — определительные придаточные со словом "который", причастные и деепричастные обороты, затрудняющие восприятие текста, — их удаление или построение предложения только с подлежащим и (или) сказуемым сможет прибавить удобочитаемости.
С: проверьте, можно ли перестроить предложение так, чтобы союзное слово было удалено без потери смысла.
П: ... общайтесь с вашим питомцем с помощью особых выражений, которые привычны для него... → Общайтесь с питомцем привычными для него выражениями...
П: Можно поинтересоваться, покупая вашего питомца... → Перед покупкой не забудьте спросить...
П: ... не следует говорить с ним очень громким голосом, провоцирующим ответную реакцию... → ... не говорите громко , чтобы не спровоцировать его...
Пример типичного текста без воды, а значит, лаконичного и честного:
Как научить попугая говорить |
---|
Первые школы по обучению попугаев говорить создавались ещё в 1970-е гг. в Австралии. Но до такой тропической страны 8000 миль, а обучить пернатого питомца вы можете самостоятельно и в Сибири. Приведём 6 советов для будущих воспитателей пернатых:
Общайтесь с питомцем привычными для него выражениями и уже через 2–3 месяца получите результат — с вами будет жить забавный и разговорчивый дружок! |
Процент воды: 0%. |