- 11.1. Родо-нумерационные заголовки
- 11.2. Список действующих лиц
- 11.2.1. Расположение имен говорящих действующих лиц
- 11.2.2. Расположение имен бессловесных действующих лиц
- 11.2.3. Выделение имен, отчеств и фамилий действующих лиц
- 11.2.4. Знаки препинания
- 11.3. Имена действующих лиц перед репликами
- 11.3.1. Словесная форма имени действующего лица
- 11.3.2. Графическое оформление имени действующего лица
- 11.3.3. Расположение имени действующего лица в прозаическом драматическом произведении
- 11.3.4. Расположение имени действующего лица в стихотворном драматическом произведении
- 11.3.5. Имя действующего лица перед продолжением реплики, прерванной внешней ремаркой
- 11.4. Ремарки
- 11.4.1. Наборное и пунктуационное оформление внешних ремарок
- 11.4.2. Выделение имен действующих лиц во внешних ремарках
- 11.4.3. Графическое и пунктуационное оформление внутренних ремарок
- 11.4.4. Расположение внутренних ремарок, предшествующих реплике
- 11.4.5. Расположение внутренних ремарок в середине и конце реплики
- 11.4.6. Знаки препинания и употребление прописных букв во внутренней ремарке перед репликой
- 11.4.7. Знаки препинания и употребление прописных букв во внутренней ремарке после законченного предложения в середине или конце реплики
- 11.4.8. Знаки препинания и начальная буква во внутренней ремарке, поставленной внутри предложения реплики
- 11.5. Реплики
- 11.5.1. Допустимые отступления от грамматических норм
- 11.5.2. Написание числительных
- 11.5.3. Написание инициальных аббревиатур
- 11.5.4. Расположение строк прозаической реплики при разбивке ее внешней ремаркой
- 11.5.5. Стихотворная строка реплики, разделенная между двумя лицами
- 11.5.6. Коллективные реплики в прозаическом драматическом произведении
- 11.5.7. Коллективные реплики в стихотворном драматическом произведении
- 11.5.8. Разбивка реплик при переносе ее части па другую полосу
11.1. Родо-нумерационные заголовки
11.1.1. Требование графического и текстуального единообразия
И порядок слов и форма написания желательны единые. Напр.
Рекомендуется: | Не рекомендуется: |
---|---|
Действие первое Явление первое Явление второе | Действие первое Первое явление Второе явление |
или Первое действие | или Первое действие |
или Действие 1 | или Действие 1 |
В классических произведениях заголовки не унифицируют.
11.1.2. Знаки препинания
После заголовков не ставят.
11.2. Список действующих лиц
11.2.1. Расположение имен говорящих действующих лиц
Начинаются в списке с новой строки, будь то лицо индивидуальное или коллективное. Напр.:
С и р а н о д е Б е р ж е р а к, поэт.
К р и с т и а н д е Н е в и л ь е т.
Г р а ф д е Г и ш.
................................................
П о э т ы.
11.2.2. Расположение имен бессловесных действующих лиц
Помещаются в конце списка в подбор (одно за другим) и выключаются обычно в красную строку. Напр.:
Толпа, горожане, маркизы, мушкетеры, карманники, поэты, актеры, скрипачи, зрители и т. д.
11.2.3. Выделение имен, отчеств и фамилий действующих лиц
Выделяются чаще всего разрядкой, реже — шрифтом полужирного начертания.
11.2.4. Знаки препинания
После заголовка списка (Лица или Действующие лица), если нет спец. указаний автора, двоеточие ставить не рекомендуется.
Если рядом с именем действующего лица в списке стоит его характеристика, последняя отделяется от имени запятой или тире. Напр.:
ЛИЦА И в а н К с е н о ф о н т ы ч И в а н о в, отставной учитель, 60 лет. Л и з а в е т а И в а н о в н а, его дочь, 20 лет. А г р а ф е н а П л а т о н о в н а, вдова, губернская секретарша, хозяйка квартиры, занимаемой Ивановым. |
Ставится только запятая (не тире), когда после имени следует возраст, без характеристики: И в а н о в, 60 лет.
В конце текста с именем действующего лица и его характеристикой ставится точка.
11.3. Имена действующих лиц перед репликами
11.3.1. Словесная форма имени действующего лица
Может быть иной, чем в списке действующих лиц. Папр., в списке — имя, отчество и фамилия, а перед репликой — только имя, или только фамилия, или только имя и фамилия, или только имя и отчество:
В списке действующих лиц: | Перед репликой: |
---|---|
Д а р ь я Ф е д о с е е в н а К р у г л о в а | К р у г л о в а |
И в а н К с е н о ф о н т ы ч И в а н о в | И в а н К с е н о ф о н т ы ч |
Выбранная автором форма для имени действующего лица перед репликой, как правило, должна быть единой для всего драматического произведения.
11.3.2. Графическое оформление имени действующего лица
Рекомендуется выделять — разрядкой, или курсивом, или полужирным, или капителью.
11.3.3. Расположение имени действующего лица в прозаическом драматическом произведении
Обычно в подбор к репликам с точкой на конце (см. также 11. 4.6). Напр.:
ДОБРОТВОРСКИЙ. Что, побранило вое моменько-то! Ну, ничего! Не плачьте, барышня! Помиритесь как-нибудь.
11.3.4. Расположение имени действующего лица в стихотворном драматическом произведении
Чаще всего отдельной красной строкой, без точки на конце. Возможно иное расположение — в зависимости от стиля оформления издания.
11.3.5. Имя действующего лица перед продолжением реплики, прерванной внешней ремаркой
Перед продолжением реплики имя действующего лица не повторяют. Напр.:
К р а с а в и н а. Ну, кто же тебя звал! Я думала угодить. (Тихо.) Увести, что ль?
(Громко.) Наше дело такое! Где тебе спасибо скажут, а где так и в шею вытолкают. И не рад, да будь готов. |
Чтобы избежать случайного повторения имени действующего лица перед продолжением реплики после прерывающей ее внешней ремарки, рекомендуется спец. просмотр имен действующих лиц перед репликами и их продолжением после внешней ремарки.
11.4. Ремарки
11.4.1. Наборное и пунктуационное оформление внешних ремарок
Текст ремарки обычно набирают шрифтом пониженного по сравнению со шрифтом реплик кегля и завершают точкой. В скобки этот текст не заключают. Если принят принцип выключки внешних ремарок в красную строку, то последнюю строку располагают посредине. Напр.:
Контора В доме Большова. Прямо дверь , на левой стороне лестница наверх.
11.4.2. Выделение имен действующих лиц во внешних ремарках
Если ремарка открывает собой действие или картину, то все действующие лица, упомянутые в ней, принято выделять чаще всего разрядкой. В остальных внешних ремарках выделяют имена лишь тех лиц, которые выходят на сцену или уходят с нее. Наиболее распространенный прием выделения — разрядка. Напр.:
КАРТИНА ВТОРАЯ
|
Имена действующих лиц, обозначенные количественным сочетанием типа трое колхозников, несколько рабочих, выделяют целиком.
Местоимения, которыми заменены имена действующих лиц, не выделяют. Напр.:
Они ушли. | Все ушли. |
11.4.3. Графическое и пунктуационное оформление внутренних ремарок
Текст внутренней ремарки заключают в круглые скобки и выделяют чаще всего курсивом.
11.4.4. Расположение внутренних ремарок, предшествующих реплике
Набирают в подбор к имени, если произведение в прозе (см. пример в 11.4.6), в подбор к имени либо отдельной строкой, если произведение в стихах (см. 11.4.7, прим. 4).
11.4.5. Расположение внутренних ремарок в середине и конце реплики
Набирают в подбор к предшествующему тексту в прозе (см. 11.4.7, прим. 1 и 2) и обычно в красную строку, если текст стихотворный (см. 11.4.7, прим. 4).
11.4.6. Знаки препинания и употребление прописных букв во внутренней ремарке перед репликой
При реплике в прозе точку после имени переносят за ремарку, а ремарку пишут со строчной буквы. Точку внутри скобок в этом случае не ставят. Напр.:
Д у н я (смотрит ему в глаза). Хорошо живу, Коля. |
При стихотворной реплике оформление такое же, но поскольку после имени точку здесь не ставят, то не помещают ее и после ремарки (см. 11.4.7. прим. 4).
11.4.7. Знаки препинания и употребление прописных букв во внутренней ремарке после законченного предложения в середине или конце реплики
Ремарки пишут с прописной буквы и заканчивают точкой перед закрывающей скобкой. Напр.:
1) | Н е с ч а с т л и в ц е в (держит его за ворот). Эффектно! Надо это запомнить. (Подумав.) Постой-ка! Как ты говоришь? Я попробую. |
2) | Г р у ш а. Сейчас, матушка. (Берёт ухват.) |
3) | К а п е л ь м е й с т е р (стучит смычком по пюпитру) Вниманье! скрипки! Начинаю! |
4) | М е ф и с т о ф е л ь Смирись, мне верная стихия! (Всем.) Огонь чистилища был тих на этот раз. |
11.4.8. Знаки препинания и начальная буква во внутренней ремарке, поставленной внутри предложения реплики
Такая ремарка начинается со строчной буквы, точку перед закрывающей скобкой не ставят, а знак препинания, относящийся к той части реплики, которая предшествует ремарке, помещают перед открывающей скобкой. Напр.:
Н и н а. Не хочу… (тихо) тебя обманывать.
11.5. Реплики
11.5.1. Допустимые отступления от грамматических норм
Разрешается делать такие отступления с целью передачи особенностей (в т. ч. и неправильностей) произношения.
11.5.2. Написание числительных
Рекомендуется писать прописью. Напр.:
К о м е н д а н т . …Эффект, равный нулю. (Взглянул на часы.) Времени — тринадцать часов. Так? Вот и считайте. Сорок второй прибывает из Баку — десять пятьдесят две. Так?..
11.5.3. Написание инициальных аббревиатур
Читаемые по названиям букв могут быть написаны так, как их произносят: ка-пэ-эр-эф, вэ-ка-ка и т. п.
11.5.4. Расположение строк прозаической реплики при разбивке ее внешней ремаркой
Текст реплики после внешней ремарки начинают от левого края набора (если имя действующего лица набрано с абзацным отступом). Напр.:
П е т ь к а. Что, поссорились?
А ты когда едешь , завтра?
Здорово! |
11.5.5. Стихотворная строка реплики, разделенная между двумя лицами
Вторую часть строки набирают с отступом, равным длине первой части той же строки, произнесенной первым действующим лицом. Напр.:
С и р а н о Но как же я могу… Р о к с а н а Иль сердце разорвется! Что будет он здоров… С и р а н о Я постараюсь, но… |
11.5.6. Коллективные реплики в прозаическом драматическом произведении
Это реплики разных лиц после имени коллективного действую-
щего лица: Крестьяне, Солдаты, Голоса. Каждую такую реплику (кроме
первой) начинают с тире, ровняя первую букву второй и последующих
реплик по первой букве первой реплики. Напр.:
К р е с т ь я н е. Пойдем! — Пойдем! — Не надо! — Не ходите! |
11.5.7. Коллективные реплики в стихотворном драматическом произведении
Оформляются так же, как и в прозаическом (см. 11.5.6), но реплики, составляющие одну стихотворную строку, размещают ступеньками (последующая часть начинается на уровне конца предыдущей), и первая реплика также начинается с тире. Напр.:
К р и к и в н а р о д е — Ведут! — Ведут! — Манчары — впереди! И русский с ним, его любимый друг! Г о л о с а — Схватились, поглядите! — Начинают! — К земле не пригибайся, Суон Моой! — Не равен бой: сильней намного Федор! — Он нашего борца шутя поборет! — Заставит землю пальцами скрести! |
11.5.8. Разбивка реплик при переносе ее части па другую полосу
По техн. правилам верстки под именем действующего лица в конце полосы, если реплика не умещается на ней полностью, должно стоять не менее трех ее строк.
В драматических произведениях с именами действующих лиц, выключенными в отдельные строки, полосу нельзя заканчивать только именем действующего лица и ремаркой. Требуется, если реплика не умещается полностью, чтобы после имени действующего лица или имени и ремарки стояло не менее двух строк реплики.