11. Текст драматического произведения

11.1. Родо-нумерационные заголовки

11.1.1. Требование графического и текстуального единообразия

И порядок слов и форма написания желательны единые. Напр.

Рекомендуется:Не рекомендуется:
Действие первое
Явление первое
Явление второе
Действие первое
Первое явление
Второе явление

или

Первое действие
Первое явление
Второе явление

или

Первое действие
Явление первое
Явление второе

или

Действие 1
Явление 1
Явление 2

или

Действие 1
Первое явление
Второе явление

В классических произведениях заголовки не унифицируют.

↑ Cодержание ↑

11.1.2. Знаки препинания

После заголовков не ставят.

↑ Cодержание ↑

11.2. Список действующих лиц

11.2.1. Расположение имен говорящих действующих лиц

Начинаются в списке с новой строки, будь то лицо индивидуальное или коллективное. Напр.:

С и р а н о д е Б е р ж е р а к, поэт.

К р и с т и а н д е Н е в и л ь е т.

Г р а ф д е Г и ш.

................................................

П о э т ы.

↑ Cодержание ↑

11.2.2. Расположение имен бессловесных действующих лиц

Помещаются в конце списка в подбор (одно за другим) и выключаются обычно в красную строку. Напр.:

Толпа, горожане, маркизы, мушкетеры, карманники, поэты, актеры, скрипачи, зрители и т. д.

↑ Cодержание ↑

11.2.3. Выделение имен, отчеств и фамилий действующих лиц

Выделяются чаще всего разрядкой, реже — шрифтом полужирного начертания.

↑ Cодержание ↑

11.2.4. Знаки препинания

После заголовка списка (Лица или Действующие лица), если нет спец. указаний автора, двоеточие ставить не рекомендуется.

Если рядом с именем действующего лица в списке стоит его характеристика, последняя отделяется от имени запятой или тире. Напр.:

ЛИЦА

И в а н К с е н о ф о н т ы ч И в а н о в, отставной учитель, 60 лет.

Л и з а в е т а И в а н о в н а, его дочь, 20 лет.

А г р а ф е н а П л а т о н о в н а, вдова, губернская секретарша, хозяйка квартиры, занимаемой Ивановым.

Ставится только запятая (не тире), когда после имени следует возраст, без характеристики: И в а н о в, 60 лет.

В конце текста с именем действующего лица и его характеристикой ставится точка.

↑ Cодержание ↑

11.3. Имена действующих лиц перед репликами

11.3.1. Словесная форма имени действующего лица

Может быть иной, чем в списке действующих лиц. Папр., в списке — имя, отчество и фамилия, а перед репликой — только имя, или только фамилия, или только имя и фамилия, или только имя и отчество:

В списке действующих лиц:Перед репликой:
Д а р ь я Ф е д о с е е в н а К р у г л о в аК р у г л о в а
И в а н К с е н о ф о н т ы ч И в а н о вИ в а н К с е н о ф о н т ы ч

Выбранная автором форма для имени действующего лица перед репликой, как правило, должна быть единой для всего драматического произведения.

↑ Cодержание ↑

11.3.2. Графическое оформление имени действующего лица

Рекомендуется выделять — разрядкой, или курсивом, или полужирным, или капителью.

↑ Cодержание ↑

11.3.3. Расположение имени действующего лица в прозаическом драматическом произведении

Обычно в подбор к репликам с точкой на конце (см. также 11. 4.6). Напр.:

ДОБРОТВОРСКИЙ. Что, побранило вое моменько-то! Ну, ничего! Не плачьте, барышня! Помиритесь как-нибудь.

↑ Cодержание ↑

11.3.4. Расположение имени действующего лица в стихотворном драматическом произведении

Чаще всего отдельной красной строкой, без точки на конце. Возможно иное расположение — в зависимости от стиля оформления издания.

↑ Cодержание ↑

11.3.5. Имя действующего лица перед продолжением реплики, прерванной внешней ремаркой

Перед продолжением реплики имя действующего лица не повторяют. Напр.:

К р а с а в и н а. Ну, кто же тебя звал! Я думала угодить. (Тихо.) Увести, что ль?

Антрыгина утвердительно кивает головой.

(Громко.) Наше дело такое! Где тебе спасибо скажут, а где так и в шею вытолкают. И не рад, да будь готов.

Чтобы избежать случайного повторения имени действующего лица перед продолжением реплики после прерывающей ее внешней ремарки, рекомендуется спец. просмотр имен действующих лиц перед репликами и их продолжением после внешней ремарки.

↑ Cодержание ↑

11.4. Ремарки

11.4.1. Наборное и пунктуационное оформление внешних ремарок

Текст ремарки обычно набирают шрифтом пониженного по сравнению со шрифтом реплик кегля и завершают точкой. В скобки этот текст не заключают. Если принят принцип выключки внешних ремарок в красную строку, то последнюю строку располагают посредине. Напр.:

Контора В доме Большова. Прямо дверь , на левой стороне лестница наверх.

↑ Cодержание ↑

11.4.2. Выделение имен действующих лиц во внешних ремарках

Если ремарка открывает собой действие или картину, то все действующие лица, упомянутые в ней, принято выделять чаще всего разрядкой. В остальных внешних ремарках выделяют имена лишь тех лиц, которые выходят на сцену или уходят с нее. Наиболее распространенный прием выделения — разрядка. Напр.:

КАРТИНА ВТОРАЯ

Груды огромных камней. Положив ноги но камни, лежат С у в о р о в, О р л о в ,
М у р з и к о в . На костре чайник. На салфетке сало, хлеб, кружки.

К а р п уходит, выходит Ж м и г у л и н а.

Имена действующих лиц, обозначенные количественным сочетанием типа трое колхозников, несколько рабочих, выделяют целиком.

Местоимения, которыми заменены имена действующих лиц, не выделяют. Напр.:

Они ушли.Все ушли.

↑ Cодержание ↑

11.4.3. Графическое и пунктуационное оформление внутренних ремарок

Текст внутренней ремарки заключают в круглые скобки и выделяют чаще всего курсивом.

↑ Cодержание ↑

11.4.4. Расположение внутренних ремарок, предшествующих реплике

Набирают в подбор к имени, если произведение в прозе (см. пример в 11.4.6), в подбор к имени либо отдельной строкой, если произведение в стихах (см. 11.4.7, прим. 4).

↑ Cодержание ↑

11.4.5. Расположение внутренних ремарок в середине и конце реплики

Набирают в подбор к предшествующему тексту в прозе (см. 11.4.7, прим. 1 и 2) и обычно в красную строку, если текст стихотворный (см. 11.4.7, прим. 4).

↑ Cодержание ↑

11.4.6. Знаки препинания и употребление прописных букв во внутренней ремарке перед репликой

При реплике в прозе точку после имени переносят за ремарку, а ремарку пишут со строчной буквы. Точку внутри скобок в этом случае не ставят. Напр.:

Д у н я (смотрит ему в глаза). Хорошо живу, Коля.

При стихотворной реплике оформление такое же, но поскольку после имени точку здесь не ставят, то не помещают ее и после ремарки (см. 11.4.7. прим. 4).

↑ Cодержание ↑

11.4.7. Знаки препинания и употребление прописных букв во внутренней ремарке после законченного предложения в середине или конце реплики

Ремарки пишут с прописной буквы и заканчивают точкой перед закрывающей скобкой. Напр.:

1)

Н е с ч а с т л и в ц е в (держит его за ворот). Эффектно! Надо это запомнить. (Подумав.) Постой-ка! Как ты говоришь? Я попробую.

2)Г р у ш а. Сейчас, матушка. (Берёт ухват.)
3)

К а п е л ь м е й с т е р (стучит смычком по пюпитру)

Вниманье! скрипки! Начинаю!
(Поднимает смычок.)
Беритесь за смычки.

4)

М е ф и с т о ф е л ь
(заговаривая огонь)

Смирись, мне верная стихия!

(Всем.)

Огонь чистилища был тих на этот раз.

↑ Cодержание ↑

11.4.8. Знаки препинания и начальная буква во внутренней ремарке, поставленной внутри предложения реплики

Такая ремарка начинается со строчной буквы, точку перед закрывающей скобкой не ставят, а знак препинания, относящийся к той части реплики, которая предшествует ремарке, помещают перед открывающей скобкой. Напр.:

Н и н а. Не хочу… (тихо) тебя обманывать.

↑ Cодержание ↑

11.5. Реплики

11.5.1. Допустимые отступления от грамматических норм

Разрешается делать такие отступления с целью передачи особенностей (в т. ч. и неправильностей) произношения.

11.5.2. Написание числительных

Рекомендуется писать прописью. Напр.:

К о м е н д а н т . …Эффект, равный нулю. (Взглянул на часы.) Времени — тринадцать часов. Так? Вот и считайте. Сорок второй прибывает из Баку — десять пятьдесят две. Так?..

↑ Cодержание ↑

11.5.3. Написание инициальных аббревиатур

Читаемые по названиям букв могут быть написаны так, как их произносят: ка-пэ-эр-эф, вэ-ка-ка и т. п.

↑ Cодержание ↑

11.5.4. Расположение строк прозаической реплики при разбивке ее внешней ремаркой

Текст реплики после внешней ремарки начинают от левого края набора (если имя действующего лица набрано с абзацным отступом). Напр.:

П е т ь к а. Что, поссорились?

Сергей кивает.

А ты когда едешь , завтра?

Сергей кивает.

Здорово!

↑ Cодержание ↑

11.5.5. Стихотворная строка реплики, разделенная между двумя лицами

Вторую часть строки набирают с отступом, равным длине первой части той же строки, произнесенной первым действующим лицом. Напр.:

С и р а н о

Но как же я могу…

Р о к с а н а

Иль сердце разорвется!

Что будет он здоров…

С и р а н о

Я постараюсь, но…

 

↑ Cодержание ↑

11.5.6. Коллективные реплики в прозаическом драматическом произведении

Это реплики разных лиц после имени коллективного действую-
щего лица: Крестьяне, Солдаты, Голоса. Каждую такую реплику (кроме
первой) начинают с тире, ровняя первую букву второй и последующих
реплик по первой букве первой реплики. Напр.:

К р е с т ь я н е. Пойдем! — Пойдем! — Не надо! — Не ходите!

↑ Cодержание ↑

11.5.7. Коллективные реплики в стихотворном драматическом произведении

Оформляются так же, как и в прозаическом (см. 11.5.6), но реплики, составляющие одну стихотворную строку, размещают ступеньками (последующая часть начинается на уровне конца предыдущей), и первая реплика также начинается с тире. Напр.:

К р и к и в н а р о д е

— Ведут! — Ведут! — Манчары — впереди! И русский с ним, его любимый друг!

Г о л о с а

— Схватились, поглядите! — Начинают! — К земле не пригибайся, Суон Моой! — Не равен бой: сильней намного Федор! — Он нашего борца шутя поборет! — Заставит землю пальцами скрести!

↑ Cодержание ↑

11.5.8. Разбивка реплик при переносе ее части па другую полосу

По техн. правилам верстки под именем действующего лица в конце полосы, если реплика не умещается на ней полностью, должно стоять не менее трех ее строк.

В драматических произведениях с именами действующих лиц, выключенными в отдельные строки, полосу нельзя заканчивать только именем действующего лица и ремаркой. Требуется, если реплика не умещается полностью, чтобы после имени действующего лица или имени и ремарки стояло не менее двух строк реплики.

↑ Cодержание ↑