Продолжаем подборку необычных фактов о русском языке!

Победю я и жару и мороз,
Лишь бы мёдом был вымазан нос!
Победю…
(Нет побежду!)
Побежду я любую беду,
Лишь бы были все лапки в меду

Так пел весёлый Винни-Пух. Он был не самый грамотный медвежонок и не читал справочник Д. Розенталя, поэтому пел как поётся.

Победю или побежду

А Розенталь, между тем, писал, что глаголы победить, убедить / разубедить / переубедить, очутиться, ощутить, чудить, затмить, пригвоздить и некоторые другие не образуют форму 1 лица единственного числа в настоящем-будущем времени. Такие глаголы называются недостаточными, у них, выражаясь языком советского народного контроля, наблюдается «недовложение» форм в парадигме. Правда, форма убежу встречается у Л. Толстого и М. Цветаевой, но всё же лучше так не говорить и не писать. Розенталь советует использовать форму инфинитива в сочетании с буду, могу, стараюсь и подобными глаголами, но при этом меняется время или появляются дополнительные модальные оттенки.

Есть ещё парные глаголы, у которых в той же форме может возникнуть омонимия форм, как в анекдоте:

Объявление на заборе: «Лечу от всех болезней».
Прохожий: «От всех болезней не улетишь».

Я лечу

Лететь и лечить совпали в форме, но эти глаголы встречаются довольно часто, и такая омонимия им не мешает. У других глаголов с похожим звучанием не так.

будить — бузить
держать — дерзить
тужить — тузить

Формы бужу, держу и тужу есть в языке, но носители однозначно воспринимают их как формы частотных глаголов будить, держать, тужить. А вот глаголы бузить, дерзить и тузить тоже относятся к числу недостаточных, и форма 1 лица единственного числа у них отсутствует.

Также есть ряд глаголов, у которых причина недостаточного количества форм кроется в их семантике. Вот ряд глаголов: телиться, щениться, ржаветь, брезжить, белеться, светлеться, раздаться (о звуке), разгореться и др. Теоретически, конечно, можно сказать щенюсь или белеюсь, но на практике эти глаголы не употребляются в форме 1 и 2 лица, они всегда относятся к объектам природы или мира животных.

Ещё есть одна причина «недовложения» форм — благозвучие. Глаголы наблюсти и соблюсти избегают форм прошедшего времени, потому что наблюл и соблюл звучат нехорошо, некрасиво, авторы их используют, но только в юмористических произведениях или в речи малограмотных персонажей.

Соблюл или смог соблюсти

Итак, мы видим, что есть некоторое, хотя и не очень большое количество глаголов, вынужденных «урезать» свою парадигму. Но! Если в одном месте убыло, то в другом обязательно прибудет! В нашем языке есть такие глаголы (опять же их немного), у которых форм больше, чем ячеек в парадигме.

брызгать — брызжет и брызгает
капать — каплет и капает
плескать — плещет и плескает
тыкать — тычет и тыкает
махать — машет и махает и др.

Правда, в языке есть два омонимичных глагола тыкать. В значении «колоть, вонзать» имеется сосуществование форм, но в значении «обращаться на ты» всё же используется одна форма — тыкает (хотя вторая форма делает попытки проникнуть в речь: Ты мне не тычь, я тебе не Иван Кузьмич).
А что касается формы махает, то она используется часто, но оценивается как просторечная. У Чехова в комедии «Свадьба» Змеюкина говорит: …Дайте мне атмосферы! …Махайте на меня, махайте! Одно слово — и нарисован яркий образ со всем его характером.

Вот такие глаголы есть в русском языке — недостаточные и избыточные.

редакция Орфограммки

Продолжаем подборку необычных фактов о русском языке!

Есть языки, где никто не ошибается с ударением, оно всегда падает одинаково — на первый слог, на предпоследний, на последний, и поэтому всегда видно, где кончается одно слово и начинается другое. Совсем не так в русском: зо́лото — боло́то — долото́. Почему так? Извините, так получилось…

В нашем языке исторически сложилась свободная система ударения, то есть ударение является неотъемлемой частью слова. Русские владеют искусством постановки ударения с детства (хотя в некоторых случаях затрудняются), но иностранцы должны запоминать слово со всеми его особенностями.

В зависимости от ударения слова различаются лексически, это так называемые омографы, они пишутся одинаково, но звучат по-разному и означают разное: за́мок — замо́к, а́тлас — атла́с, хло́пок — хлопо́к и другие.

В пределах парадигмы (системы форм) есть формы, различающиеся ударением: во́ды — воды́, ру́ки — руки́ и многие другие слова. В севернорусских говорах у существительных женского рода на -А в форме винительного падежа единственного числа ударение падает на гласный корня: ру́ку, но́гу, сто́рону, во́ду. Зато в южнорусских говорах переносится на окончание: руку́, ногу́, сторону́, воду́.

Моряки говорят «шторма́» и «компа́с». Это профессионализмы, то есть слова, отличающие моряков от сухопутных граждан. Однако с компасом вышло интересно. Это слово латинское, и ударным должен быть именно слог ПА. Поначалу так это слово русские и произносили, но потом «великий и свободный» приспособил слово под себя, ударение поменялось, и только моряки говорят по-прежнему, а «компа́с» стало профессиональным словом.

Ударение в слове компас

Русские фамилии тоже иногда имеют двоякое ударение: Ку́дрин — Кудри́н, Ша́дрин — Шадри́н, Бала́ндин — Баланди́н. Но это, что называется, дело вкуса, так говорить принято в этих семьях. А вот самая распространённая из русских фамилий — Иванов — прежде указывала на социальное происхождение носителя: Ивано́в — простолюдин, Ива́нов — аристократ, Иоаннов — священнослужитель. В наши дни два последних варианта встречаются крайне редко.

Русский язык богат приставками, и есть среди них одна, которая так и норовит оттянуть ударение на себя. Понаблюдайте за приставкой ВЫ-. Даже в самых длинных словах ударение будет на первом месте. Вот например вы́кристаллизовавшимися. Как вам такое слово? Правда, против тематической гласной А приставка ВЫ- бессильна: выбира́ть, вымира́ть, вынужда́ть, выпроважива́ть и т. д. Но зато во всех других формах этих глаголов и в однокоренных словах ударение будет на первом слоге, даже не сомневайтесь.

Интересно ведут себя предлоги. Иногда они отказываются от собственного ударения в пользу существительного — передо мно́й, на сто́л, а бывает, что принимают ударение на себя, а существительное «отдыхает», — на́ пол.

Ну и все мы, конечно, знаем, что если в слове есть Ё, то ударение точно падёт именно на этот слог. Жаль только, что буква с точками сейчас в опале и пишется не везде. Мы-то знаем, но иностранцев жаль, какое бы им было облегчение.

Важность буквы ё

редакция Орфограммки

Конец мая богат на праздники для гуманитариев — День славянской письменности и культуры, Всероссийский день библиотек, а 25 мая — это День филолога. В 1989 году этот день был официально зафиксирован Постановлением ЮНЕСКО, чтобы показать значимость филологических наук. А в России традицию его празднования заложил филологический факультет МГУ как раз в самом начале девяностых. В этот день следует поздравлять всех студентов и выпускников филологических факультетов различных вузов. В средневековых университетах Европы факультетов было четыре: философский, богословский, юридический и медицинский. Но записаться сразу на факультет было нельзя, сначала несколько лет все учились одним и тем же предметам, которых насчитывалось семь, и только тот, кто проходил это испытание, мог начать учиться на философа, теолога, юриста или врача. На предварительном этапе одним из семи предметов была грамматика, а это был комплекс дисциплин, состоящий из искусства речи, письма и произношения. Не знаешь грамматики — не станешь врачом. Строго было!

В наши дни филология — это не особая наука, а целый комплекс наук, к которым относятся лингвистика, литературоведение, источниковедение, палеография и другие науки. Ещё в XVIII в. В. К. Тредиаковский дал филологии прекрасное определение: «…полуденного солнца яснее, что вся вообще филология … самою вещию есть токмо что элоквенция», которая «управляет, умножает, утверждает…, повсюду сияет и объединяет все науки и знания, ибо все они токмо чрез элоквенцию говорят». Старое, ныне не употребляемое слово элоквенция означает красноречие, ораторское мастерство. Да и то сказать, все филологи красноречивы и словоохотливы, косноязычные филологи так же редки, как и разговорчивые математики и прочие представители точных наук.

А рассказать филологам есть о чём: литература всех веков и народов, всевозможные языки (их насчитывается около 6000, и все страшно интересные), расшифровка древних рукописей и наскальных надписей, происхождение языков, их взаимодействие, их жизнь и — увы! — их смерть. А междисциплинарные связи! Казалось бы, где генетика, где археология, а где лингвистика! Но только силами биологов, историков и лингвистов-компаративистов можно с большей или меньшей точностью отыскать прародину всех-всех индоевропейских языков, ведь откуда-то пошли и распространились по всему огромному материку флективные языки.

Работа филолога

Тот, кто думает, что филологи — это такие кабинетные учёные, зарывшиеся в книги, тексты, древние манускрипты и первопечатные источники, тот в корне неправ. Это химики не вылезают из своих лабораторий, физики создают стационарные сложные установки и работают на них, по кабинетам сидят математики. А филологи часто находятся в пути, их забрасывает в самые глухие места. Например, чтобы описать диалекты хантыйского языка, нужно летом проплыть много сот километров по Оби, а зимой добираться до места на оленях или собаках, в лучшем случае на маленьком самолётике, и то если погода позволит. А горы Кавказа! А острова Океании! И везде живут люди, говорящие на уникальных языках, и нужно успеть составить словари и грамматики, чтобы в копилке знаний человечества сохранились сведения об образе мысли, о картине мира малых народов.

Диалектологи просто обязаны быть психологами, иначе носитель диалекта, информант, будет упорно демонстрировать умение говорить «по-городскому», не хуже дикторов Центрального телевидения. И только достучавшись до чувств информанта, диалектолог получит желаемое, а значит, он должен бабушку разгневать, рассмешить, вызвать протест, и тогда будут филологу наградой все уровни языка, лишь бы в записывающем устройстве хватило ресурсов.
А сколько интересного могут рассказать археографы, собирающие и исследующие древние книги и рукописи!

Среди филологических наук лингвистика, конечно, самая центральная, ведь она хороша и сама по себе, и работает в содружестве с другими науками, гуманитарными, естественными, точными, какими угодно. Это поистине интердисциплинарная наука! В День филолога хочется вспомнить лучших отечественных языковедов, без работ которых были бы невозможны современные исследования в области когнитивной лингвистики, корпусной лингвистики, компьютерной лингвистики, дискурсологии, социолингвистики. Славных имён в нашей науке очень много, назовём лишь некоторые.

Филолог или лингвист

Михаил Ломоносов (1711—1765) Основатель первого в России университета, Ломоносов и сам был подобен университету — математик, физик, географ, геолог, химик. Но без гуманитарных наук классический университет не бывает, и Ломоносов тоже изучал историю и язык, был поэтом и художником. Михаил Васильевич сравнивал разные языки, благодаря чему открыл ряд специфических особенностей русского языка, отличающих его от других языков. Автор первой «Российской грамматики», основоположник сравнительно-исторического языкознания, Ломоносов до сих пор продолжает оказывать влияние на развитие отечественной лингвистики.

Фёдор Буслаев (1818—1897) последовательно использовал сравнительно-исторический метод в исследовании звуковой системы русского языка и его грамматических форм. Изучая русские диалекты, Фёдор Иванович внёс значительный вклад в воссоздание истории русского языка. Буслаев первым разграничил морфологические и синтаксические признаки частей речи. Именно Буслаеву принадлежит классификация второстепенных членов предложения и типов придаточных предложений, эта классификация используется в русистике по сей день.

Лев Щерба (1880—1944). С чего начинается изучение курса языкознания? Правильно, с фонетики! А какая единица в фонетике главная? Правильно, фонема! А кто фонему открыл и описал? Щерба! Автор фонологической школы, Лев Владимирович создал первую в России лабораторию экспериментальной фонетики, которая ныне носит его имя. Щерба придумал фразу про глокую куздру, по одной этой фразе можно изучать словообразование и морфологию русского языка. Лев Щерба первым увидел в русском языке «слова категории состояния» и описал их в статье 1928 года. Вопрос о частеречной принадлежности этих слов до сих пор остаётся дискуссионным. Щерба — автор Большого французско-русского словаря. Лев Владимирович участвовал в создании письменности для кабардинцев и народа коми. Но главным языком для Льва Владимировича, несомненно, был русский: теоретическая грамматика, реформа русской орфографии, популяризация языкознания и преподавание в ЛГУ.

Дитмар Розенталь (1900—1994) и Владимир Лопатин (1935—2021). Эти лингвисты работали порознь, но делали общее дело, их справочниками пользуется уже не одно поколение редакторов, корректоров, учителей и просто грамотных людей. Интересно, что для Розенталя русский язык не является родным, в его семье говорили на идише, польском и немецком. Также он знал множество языков — древних и европейских. Воевал, закончил войну в звании майора. Степень кандидата филологических наук получил без написания диссертации, а за создание учебников итальянского языка и двуязычные словари для изучающих итальянский. Но кто об этом помнит! Для нас имя Дитмара Эльяшевича Розенталя связано в основном со «Справочником по правописанию и литературной правке», а также с многочисленными работами о трудностях русского языка. В отличие от Розенталя, Владимир Лопатин всю свою жизнь посвятил только русскому языку. Более 30 лет он посвятил работе Орфографической комиссии РАН, был заместителем председателя, а затем возглавлял её. Под руководством Владимира Владимировича был создан Полный академический справочник «Правила русской орфографии и пунктуации». Лопатин — автор словарей, книг, статей. Д. Розенталь и В. Лопатин — великие лингвисты-практики!

Наталия Шведова (1916—2009) прошла путь от студентки педагогического техникума до академика и вписала своё имя золотыми буквами в историю отечественной лингвистики. Многие работы Наталии Юльевны связаны с лексикологией и лексикографией, она автор и соавтор нескольких словарей, ею создан принципиально новый тип описания лексической системы русского языка. Работы Шведовой в области грамматической теории носят поистине революционный, прорывной характер. Ещё до Второй мировой войны В. Матезиус, создатель и президент Пражского лингвистического кружка, обозначил противопоставление актуального и формального членения предложения, сосредоточившись потом на теории актуального членения. А формальное членение разрабатывала уже Наталия Юльевна с учениками и соратниками. Описанные в Грамматике-70, а после в Грамматике-80 структурные схемы простого предложения были новым словом в синтаксической теории. Открытое Шведовой понятие породило дискуссию, согласных и несогласных, новые исследования, то есть пошёл бурный научный процесс. Ныне понятие структурной схемы простого предложения — это один из основных предметов исследования синтаксиса языков разных систем, а не только русского.

Андрей Зализняк (1935—2017) — учёный, сделавший чрезвычайно много в самых разных областях лингвистики, неутомимый искатель истины и борец с лженаукой. Андрей Анатольевич навёл порядок в хаосе русского ударения, увидел в нём стройную систему и тенденции развития. «Грамматический словарь русского языка», созданный на основе около 110 тысяч изменяемых лексем, был написан Зализняком в одиночку и лёг в основу практически всех компьютерных программ автоматического морфологического анализа, от информационного поиска до машинного перевода. С 1982 года в течение 35 лет Зализняк участвовал в работе археологов в Великом Новгороде, изучая и описывая берестяные грамоты. Андрей Анатольевич описал древненовгородский диалект и доказал, что северновеликорусские наречия, восходящие непосредственно к протославянскому языку, оказали значительное влияние на весь характер формирующегося русского языка. На основе лингвистических данных Зализняк доказал подлинность текста «Слова о полку Игореве», жемчужины древнерусской литературы, которую многие учёные ставили под сомнение. Андрей Анатольевич занимался многими языками, писал монографии, учебники, сборники задач, занимался со студентами и школьниками, его лекции собирали полные залы.

Юрий Апресян (род. в 1930 г.). Это «говорящая» фамилия, ведь по-армянски апрес означает «молодец», и действительно Юрий Дереникович — один из главных молодцов отечественного языкознания. Апресян — лексиколог, лексикограф, создатель машинного перевода, крупный теоретик в нескольких областях лингвистики. Одним из основных постулатов, выдвинутых Юрием Дерениковичем, является идея интегральности описания языка. Грамматика — это система, в этом не сомневается никто, но Апресян на огромном материале убедительно доказал, что лексика любого языка тоже образует систему. И интегральность этих двух систем состоит в том, что лексика и грамматика языка связаны между собой и настроены друг на друга. На принципе интегральности зиждется любая компьютерная программа, имеющая дело с текстом: словарь согласуется с правилами грамматики, а эти правила — со словарём.

День филолога по праву отмечает Орфограммка — содружество лингвистов и программистов. Только стоя на плечах предшественников, Орфограммка помогает всем пишущим по-русски делать это грамотно, красиво, без ошибок. Орфограммка опирается на словари отечественных лингвистов: «Грамматический словарь русского языка» Зализняка, «Морфемно-орфографический словарь» Тихонова, толковые и стилистические словари, словари паронимов, синонимов, антонимов и другие. Орфограммка терпеливо и доходчиво растолкует любое правило русского языка, непростого, но прекрасного!

Мы филологи!

Безымянные сочинители, шумные и озорные студенты средневековых университетов, написали эту песню, а Лев Гинзбург её перевёл. Если бы спели все, кто имеет дело с языком, какой огромный хор бы получился!

О возлюбленной моей
день и ночь мечтаю, —
всем красавицам её
я предпочитаю.
Лишь о ней одной пишу,
лишь о ней читаю.
Никогда рассудок мой
с ней не расстаётся,
окрыленный ею, дух
к небесам взовьётся.
Филологией моя
милая зовётся.
Я взираю на неё
восхищённым взором.
Грамматическим мы с ней
заняты разбором.
И меж нами никогда
места нет раздорам.
Смог я к мудрости веков
с нею причаститься.
Дорога мне у неё
каждая вещица:
суффикс, префикс ли, падеж,
флексия, частица.
Молвит юноша: «Люблю!»
Полон умиленья.
А для нас «любить» — глагол
первого спряженья.
Ну, а эти «я» и «ты» —
два местоименья.
Можно песни сочинять
о прекрасной даме,
можно прозой говорить
или же стихами,
но при этом надо быть
в дружбе с падежами!

редакция Орфограммки

Начинаем подборку необычных фактов о русском языке!

Из школьного курса русского языка все мы помним, что у слов знаменательных частей речи есть признаки постоянные и переменные. Вот, например, категория рода у прилагательных — признак переменный, но у существительных самый что ни на есть постоянный. Род любого существительного указан в словаре, да никто из носителей языка с ним особо не затрудняется.
Но язык — субстанция подвижная, меняющаяся. Вот и существительные, случается, меняют род с одного на другой, а в процессе перехода два (и даже три) рода сосуществуют.
Обычно такое бывает со словами, пришедшими из других языков. Пока слово определится со своим родом, могут пройти десятки лет. Например, словами женского рода были ботинка, фильма, санатория, рояль, портфель, госпиталь. Слово метро — это сокращение от метрополитен, и было оно словом мужского рода («метро сверкнул перилами дубовыми»), пока не примкнуло к прочим существительным на -О, которые массово относятся к среднему роду. Одновременно существовали слова зал, зала и зало. Слова исконно русские род меняют крайне редко. Слово тополь раньше относилось к словам женского рода — «Лишь хмель литовских берегов, немецкой тополью пленённый…», это Пушкин. Слова на -ОЛЬ бывают и мужского и женского рода, вот слово и поменяло род. Слово тень тоже изменило род. Как узнали? Ведь в письменных источниках мужской род этого слова нигде не отмечен. Дело в том, что свидетелем является слово тенёк, слово мужского рода, и это единственный случай в русском языке, когда исходное слово и его уменьшительная огласовка различаются в роде.

Существительные, изменившие свой род

редакция Орфограммки

Русский язык как родной

Продолжаем первую часть статьи о сложности русского языка…

Вот сидят жители дальнего и ближнего зарубежья и тихо завидуют: «Хорошо русским: и род знают, и вид, и ударения ставят правильно, и акцента у них нет…». Дорогие иностранцы, пусть вас утешит то, что у русских своя проблема, и эта проблема называется «письменный русский».

Радищев взял у Тредиаковского, а мы возьмём у Радищева фразу «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Это совсем про нашу комплексную проблему — письменную речь. В русском языке насчитывается более 400 правил орфографии и пунктуации, а в них ещё есть исключения. Через эти правила все «школьные годы чудесные» продираются ни в чём не повинные дети, ведь им предстоит итоговое сочинение, государственная итоговая аттестация в виде ОГЭ и ЕГЭ, а впереди — взрослая жизнь, в которой тоже придётся писать по-русски, и последствия неграмотности могут быть хуже любой двойки.

Русский язык в школе

Русское слово имеет устройство: приставка + корень + суффикс + окончание. Корень обязателен (он есть даже в слове ВЫНУТЬ, хотя и прячется), остальные части могут быть, но могут и не быть. А у глагола ещё бывает такая страшная часть как постфикс -СЯ, он очень скромный, занимает в слове самое последнее место, но ошибок из-за него люди делают ужас сколько.

Можно легко ошибиться в любой части слова.

  1. Приставки: ПРИ- или ПРЕ-? РАЗ- или РАС-? А ещё под влиянием приставки корневое И часто меняется на Ы (а иногда не меняется). Один инженер ругался: «Не буду я писать БЕЗЫНДУКТИВНЫЙ! Кто придумал, тот пусть так и пишет!» А что делать? Приходится писать, таково правило.
  2. Корни: с проверяемой гласной, с непроверяемой гласной, с чередующейся гласной, гласные после шипящих и Ц (с кучей исключений), с глухими и звонкими согласными, с непроизносимыми согласными.
  3. Суффиксы. Их огромное количество, и ошибиться можно много раз. Например, от суффикса зависит, одно Н или два пишется в слове (и конечно, есть исключения, как же без них).
  4. Окончания. Любимая ошибка школьников: ОТ ДЕРЕВН… К ДЕРЕВН… Что нужно писать: Е или И? Безударные окончания звучат одинаково, а пишутся в зависимости от падежа. Значит, нужно учить, запоминать, тренироваться.
  5. Постфикс -СЯ. Он очень коварен. Встречается в глаголах и «окончательнее» самого окончания. Как правильно ПЛАВИТСЯ или ПЛАВИТЬСЯ? УЧИТСЯ или УЧИТЬСЯ? Всё правильно, но нужно знать, в каких случаях как писать. Иностранцы пусть даже не пытаются понять. Вопрос, конечно, помогает, но только своим, чужим не очень поможет. И это есть ещё одна наша «военная тайна», которую мы охраняем от чужаков. (Шутка!)

Правило на тся и ться

Есть правописание слитное, полуслитное и раздельное: кое-кто / кое у кого, на лицо / налицо, за одно / заодно, чтобы / что бы и так далее (и всё это возможно!). А буквы бывают строчные и прописные (Летний сад / летний сад — есть и то и другое).

В одних случаях написание нужно запоминать — или смотреть в словарь. ПРЕАМБУЛА, ПРЕРОГАТИВА и другие каверзные слова.

В других случаях нужно ориентироваться на смысл слова — лексический или грамматический. То есть «включать голову», думать. Словарь поможет, но не всегда.

  1. РАЗВЕВАТЬСЯ от слова «веять», пишем через Е. РАЗВИВАТЬСЯ — развитие, прогресс, значит, пишем И. Тут важен лексический смысл.
  2. ПИШЕТЕ — изъявительное наклонение, ПИШИТЕ — повелительное наклонение. И таких пар сотни! И никакой словарь не спасёт. Здесь важно грамматическое значение.

Омографы русского языка

Бывают удивительные казусы в нашей педагогике. Например, правописание причастий с суффиксом Щ: буд…щий, след…щий, дыш…щий, стро…щий. Как пишутся эти формы, какие там гласные? Как поётся в песне, «ребятня и взрослые пропадают зря». Розенталь, Лопатин и школьные учебники предписывают определить спряжение глагола. Да-да, то самое, одно из двух, с кучей исключений!

Но есть способ лучше! Лайфхак, говоря по-современному. Нужно от исходного глагола образовать форму (внимание!) третьего лица множественного числа. На помощь придёт местоимение ОНИ. Дальше убираем Т и подставляем Щ, наш любимый суффикс.

БЫТЬ — они будУт — будУщий

СЛЕДОВАТЬ — они следУЮт — следУЮщий

ДЫШАТЬ — они дышАт — дышАщий

СТРОИТЬ — они строЯт — строЯщий

Всё, оказывается, просто! Этот несложный приём описан во всех учебниках русского как иностранного. А теперь, знатоки, — внимание! — вопрос! Почему этот способ написания трудных форм скрывают от наших соотечественников, русских по рождению и языку? Загадочно и необъяснимо…

Будущее или будущее

Что хорошего в нашей орфографии? Плюс её в том, что слова и их формы всё же стремятся к единообразию, их можно посмотреть в словарях и справочниках. И тогда никакая КАРОВА не прокрадётся, и КАМАР носу не подточит.

Другое дело русская пунктуация. Она непроста, но именно она передаёт на письме эмоциональность и выразительность, отвечает за богатство смысловых оттенков письменной речи, частично заменяет интонацию. Что хорошего в пунктуации? Она вариативна! Не знаешь, как правильно расставить знаки, — просто переформулируй. Главное, что нужно знать о знаках препинания, — это то, что они в каждом случае выполняют одну из трёх функций: отделяют, разделяют или выделяют. Попробуйте взять любой текст и попытаться понять, в какой функции используются его знаки. Поверьте, это несложно, а когда поймёте, то ваша пунктуационная жизнь станет легче.

Но есть, конечно, «головоломные» случаи. Казалось бы, вводные слова… Выделяй с двух сторон запятой, куда уж проще. Ан нет! Есть вводные и лжевводные. И есть множество случаев, когда одно и то же слово или выражение то обособляется, то ни в коем случае не обособляется (кстати, естественно, может быть…). Так и запятая перед КАК то ставится, то не ставится. И правила строги!

Правила постановки запятых

Что же делать?

Дорогие русскоговорящие и стремящиеся ими стать! Не нужно отчаиваться. В освоении нашего красивого и богатого языка вам всегда поможет Орфограммка, терпеливая и знающая про русский всё или почти всё. Эта программа автоматической проверки текстов знает более 300 правил и учитывает «коварные» исключения, поэтому полезна любому: и тому, кто совсем сомневается в своих знаниях, и тому, кто лишь в сложных случаях обращается к Лопатину и Розенталю. Так, например, Орфограммка за секунды исправит форму слова и его написание, поможет расставить знаки препинания, проверит ударение, предложит заменить неуместное слово и при этом объяснит всё понятным языком.

И даже если вы уже абсолютно уверены в своей грамотности, никто не отменял опечатки от усталости и «замыливание» глаз при работе с текстом. А вот Орфограммка не подвержена влиянию человеческого фактора: машинные алгоритмы готовы анализировать тысячи страниц и совершенно не терять в качестве проверки! Орфограммка работает без выходных, трудится днём и ночью, никогда не болеет, а только укрепляется. Дружите с ней!

редакция Орфограммки

Дано:
Русский — язык восточночнославянской группы славянской ветви индоевропейской языковой семьи, национальный язык русского народа; является шестым среди всех языков мира по общей численности говорящих; фонологическая система включает в себя 37 согласных фонем и 5 (по другим подсчётам 6) гласных; ударение динамическое, разноместное и подвижное; по морфологическому строю преимущественно флективный, синтетический; порядок слов относительно свободный; в основе письменности лежит старославянская кириллица.

Требуется доказать:
Русский язык сложен как для изучающих, так и для носителей.

Мы не будем сейчас вдаваться в историю русского языка в целом и его письменности в частности. Понятно, что истоки нынешнего состояния языка коренятся в его истории, в его прошлом. Русский шёл своим путём, что-то в нём упрощалось, что-то, напротив, усложнялось. Вот в XIII в. случилось падение редуцированных гласных (почему им вдруг вздумалось «пасть», никому не известно), и это уменьшение системы гласных на две всего единицы привело к «тектоническим сдвигам» в фонетической, словообразовательной, морфологической системах языка. И мы в этой статье будем рассматривать даже не столько вопрос «почему русский такой сложный», сколько «что именно в нём представляется сложным».

Русский язык как иностранный

Русские пусть тихо порадуются тому, что «правдивый и свободный» принадлежит им по праву рождения, впитан с молоком матери. А иностранцы… Их стоит пожалеть. (Хотя бывают ли простые языки?)

Приходит человек с открытым сердцем, хочет поскорее начать изучение, но тут преподаватель говорит страшное слово ЗДРАВСТВУЙТЕ. И заменить это слово можно только на не менее непроизносимые ДОБРЫЙ ДЕНЬ или ВЕЧЕР, а если встретились утром, то будет уже ДОБРОЕ, а не ДОБРЫЙ. А если на дворе ночь? ДОБРАЯ НОЧЬ почему-то не говорят, а ДОБРОЙ НОЧИ говорят не при встрече, а наоборот — при расставании. С ума сойти можно! ПРИВЕТ, конечно, проще, но преподавателю или незнакомому человеку так не скажешь. Остаётся учиться произносить ЗДРАВСТВУЙТЕ.

Сложные русские слова для иностранцев

Худо-бедно поздоровались, что у нас дальше? Буквы!
Ну ладно А, Б, В понятно, хотя и странно. А это что? — Мягкий знак и твёрдый знак. — Как читаются? — Никак. — Тогда зачем они? — Надо! — А вот Ш и Щ. Выглядят почти одинаково. Как звучат? Да ведь они и звучат одинаково! Зачем две?!
Я — это R, только наоборот.
А вот какая-то буква с точками. Хотя в немецком точки тоже есть.
Ы? — Мы это никогда не сможем произнести!

Сложные буквы русского языка

Однако буквы русского алфавита страшат не всех. Бывают смелые люди! Например, Карл Проффер, известный американский славист и литературовед, вспоминал, что во время учёбы в Мичиганском университете ему предложили для изучения несколько иностранных языков на выбор, и он, увидев буквы кириллицы, понял, что такими удивительными буквами можно писать только чудесные книги. Особенно его потрясла буква Ж, похожая на жука. Это решило всё дело! Карл Проффер изучил всю русскую литературу с XVIII по XX век, защитил диссертацию по Гоголю, написал множество книг, был лично знаком с Л. Брик, В. Набоковым, Н. Мандельштам, М. Бахтиным, Е. Гинзбург, В. Аксёновым, И. Бродским, С. Довлатовым и многими другими. А всё началось с экзотического алфавита…

Русский алфавит для иностранцев

Как известно, во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в чешском и финском — на первый, в польском — на предпоследний. Совсем не так в русском языке! Ударение у нас разноместное, то есть свободное. Но говорящий совсем не волен делать ударным любой гласный, по своему усмотрению — у каждого слова своё ударение. Например, слова ЗО́ЛОТО — БОЛО́ТО — ДОЛОТО́ различаются первым согласным звуком — и ударением! Слова и их формы следует запоминать вместе с ударением, от которого зачастую зависит смысл, лексический или грамматический (зАмок — замОк, вОды — водЫ). От места ударения в слове зависит произношение: пишем МОЛОКО, читаем МАЛАКО (если это, конечно, не волжский окающий говор), потому что только последнее О сильное, ударное, а остальные слабые. Уф!

Подвижность русского ударения

Что у нас дальше? Многие европейские (и некоторые неевропейские) языки относятся к разряду флективных. Это означает, что за многие грамматические значения отвечает флексия, которую мы все изучали в школе и называли окончанием. В итоге имеем 12 форм у существительного, 28 форм у прилагательного, куча форм у глагола. Плюс множество исключений и всякие тонкости в образовании форм. Например, как будет ЛИСТ во множественном числе? ЛИСТЬЯ! Но это если говорим о дереве. А если речь идёт о бумаге или кровельном железе, то ЛИСТЫ.

Учить слова со всей сложной системой форм нелегко, но часто именно форма приходит на помощь. Например, вы хотите рассказать по-английски про выставку истории автопрома, и вдруг раздаётся собачий лай, звенит резкий звонок или с грохотом падает кастрюля, тогда получается THE OLD CAR☐. СARS? CAR? Cколько старых машин? Одна? Несколько? Мы не расслышали, повторите, пожалуйста. А если тот же казус случится во время разговора по-русски — СТАРАЯ МАШИН☐, то ничего страшного не случится, понятно, что машина всего одна, соседнее прилагательное всё объяснит. Так что развитая система флексий — это не только минусы, но и плюсы.

Русский язык сложный

Ещё одна сложность — род. Почему ПОЛ и ПОТОЛОК — он, СТЕНА — она, а ОКНО — оно? Извините, так получилось. В других языках тоже есть род, иногда слова совпадают по роду, а иногда нет, и тогда возникают проблемы. Например, неизменяемое слово КОФЕ настоятельно рекомендуют сочетать с формами мужского рода — ГОРЯЧИЙ КОФЕ, потому что это слово пришло из французского, а там оно мужского рода. Было слово КОФИЙ, да не прижилось. Правда, в последнее время вышло послабление: в словарях появилась помета ДОП. РАЗГ., мол, говорите, граждане, в среднем роде тоже, уже стало можно. То есть у одного слова два рода.
С родом бывают проблемы и у переводчиков. Написал поэт Пастернак книгу лирических стихотворений «Сестра моя — жизнь». А по-польски ЖИЗНЬ — ЖИВОТ, то есть мужской род, какая уж там сестра. Вот и выкручивайся, переводчик, как хочешь, работа у тебя такая.

Род слова кофе

Можно освоить систему форм, можно запомнить род каждого существительного, но есть серьёзная проблема, с которой не справляются ни ученики, ни преподаватели. Как бы хорошо ни знал иностранец русский язык, но ошибки в употреблении глагольного вида делают все. А ведь есть учебники с упражнениями, но и они мало помогают. «Научите нас, — просят иностранцы, — объясните смысл совершенного и несовершенного вида!» Но глагольный вид до сих пор остаётся непокорённой вершиной лингвистики. Уже целая наука о виде придумана — аспектология, в которой вроде бы уже досконально разобраны все значения видов, но так и не найдено то главное, что можно объяснить, и сразу все-все иностранцы научатся правильно использовать русский глагольный вид.

Большую трудность для иностранцев представляют глаголы движения. В других языках ИДТИ и ЕХАТЬ — это одно слово, так же как ВЕСТИ и ВЕЗТИ. Но ИДТИ — это двигаться с помощью ног, так сказать, «на своих двоих», и глагол ВЕСТИ означает, что ведомый идёт своими ножками. А вот ЕХАТЬ и ВЕЗТИ — это перемещаться и перемещать обязательно с помощью транспортного средства. Годится любое — от детской коляски до самолёта. И это нужно бедному иностранцу поместить в своей голове, потому и получается страшная путаница и куча ошибок.

Языковой взрыв для иностранца

Можно ещё долго перечислять те ухабы и ямы, которые встречаются на пути смельчаков, отважившихся (вот тоже словцо!) изучать трудный русский язык. Получится 50 томов! Ну может, чуть меньше…

Но что насчёт русскоговорящих? Действительно ли им легче, если язык родной? Разбираемся во второй части статьи!

редакция Орфограммки

Владимир Иванович Даль родился 22 ноября 1801 года в семье Иоганна Кристиана Даля (при крещении Ивана Матвеевича), богослова и медика. В семье было две дочери и четыре сына. Три младших брата прожили недолго, все умерли в ранней молодости. Старший из братьев, Владимир, прожил 70 лет и сделал за жизнь столько, что хватило бы на четверых. Это была яркая, интересная и плодотворная жизнь!

Моряк по первому образованию, Даль несколько лет плавал по морям в чине мичмана. Потом учился медицине в Дерптском (Тарту) университете. В качестве военного хирурга участвовал в Русско-турецкой войне 1828–1829 годов и Польской кампании 1831 года. В Польше ему даже довелось возглавить строительство моста через Вислу. В 1839–1840 годах участвовал в Хивинском походе. Даль никогда не оставлял своей медицинской практики, специализируясь в офтальмологии и гомеопатии. В 30-х годах Владимир Иванович служил в Оренбурге, был помощником военного губернатора по особым поручениям. В 1833 г. сопровождал Пушкина по пугачёвским местам Оренбургской губернии. Южный Урал! Какая красота! Сколько всего интересного! За собранные коллекции флоры и фауны был избран членом-корреспондентом Петербургской академии наук по физико-математическому отделению. В 40-х годах жил и работал в Петербурге, в 50-х — в Нижнем Новгороде, затем вышел в отставку и в 60-х годах жил в Москве. У Даля был один сын и четыре дочери. Владимир Иванович писал стихи и сказки.

И всё же при имени Даля в голову сразу приходит «Словарь живого великорусского языка», главное его детище.

Словарь живого великорусского языка

Скажите, много ли вы знаете восемнадцатилетних парней, изучающих морское дело, которым может прийти в голову идея описать лексический состав родного языка, да ещё в разных областных вариантах? Всю жизнь находясь среди матросов, солдат, крестьян, дворян, чиновников, Даль собирал слова, пословицы, сказки, былины, легенды, песни.

Учился — и писал словарь.
Плавал по морям — и писал словарь.
Участвовал в военных походах — и писал словарь.
Лечил людей — и писал словарь.
Собирал коллекции растений и животных — и писал словарь.
Был государственным служащим — и писал словарь.

С восемнадцати лет и до последнего своего дня он собирал слова. В день смерти он продиктовал дочери ещё несколько слов, услышанных от горничной, и спокойно ушёл. А те слова сейчас в словаре. Не пропали!

Мать Даля знала пять языков, отец — восемь (древние и европейские). Сам Владимир Даль считал, что знает двенадцать. И к ним он позже прибавил башкирский и казахский, которые освоил на Южном Урале. Имя Даля упоминается среди тех, кто стоял у истоков российской тюркологии. Владимир Даль учился морскому делу и медицине, но знание многих языков — от латыни до башкирского — говорит о его огромном интересе к чуду человеческого языка. А как богат и образен родной язык!

«Живой народный язык, сберёгший в жизненной свежести дух, который придаёт языку стройность, силу, ясность, целость и красоту, должен послужить источником и сокровищницей для развития образованной русской речи. <…> Общие определения слов и самих предметов и понятий — дело почти не исполнимое и притом бесполезное. Оно тем мудрёнее, чем предмет проще, обиходнее. Передача и объяснение одного слова другим, а тем паче десятком других, конечно, вразумительнее всякого определения, а примеры ещё более поясняют дело».

Словарь вышел в 1863–1866 годах, в нём содержится около 200 000 слов и 30 000 пословиц. До сих пор он не утратил своей ценности и служит незаменимым материалом для лексикологов, диалектологов, писателей. Есть и другие авторские словари, всем известны словарь Ожегова, Ушакова, Фасмера, Зализняка. Но собрать в одиночку четырёхтомный словарь — это несомненно подвиг!

Чужесловы для народной идеи
Даль считал, что для народной идеи «чужесловы» вредны, поэтому предлагал заменять их русскими словами: колоземица (атмосфера), ловкосилие (гимнастика), самодвига (автомат), соглас (гармония), самотность (эгоизм) и др.

Практика составления словарей уходит своими корнями далеко вглубь истории — первые глоссы (таблички с непонятными словами) были составлены древними шумерами — только вдумайтесь! — в XXV веке до н. э., первые китайские словари появились в XX веке до н. э., в Европе первый словарь был составлен в VIII веке н. э., а в России — в XI веке. Само составление словаря, то есть подбор слов, их систематизация и упорядочение — адский труд, поэтому словари в первую очередь преследуют цели самые практические: они необходимы при обучении языку, для описания и нормализации языка, для межъязыкового общения. А уже после, когда люди создали значительный массив всевозможных словарей, пришло время теоретического осмысления проблем, возникающих при составлении словарей, — это и отбор лексики, и структура словарной статьи, и типы языковых иллюстраций, и система специальных помет, и многое-многое другое.

День словарей и энциклопедий

22 ноября, в день рождения Владимира Даля, мы отмечаем День словарей и энциклопедий.

Между словарём и энциклопедией есть серьёзное различие. Словарь — это перечень слов, его составляют лингвисты на основании принципов лексикографии, довольно строгой науки. По меткому выражению французского классика Анатоля Франса, «словарь — это вселенная в алфавитном порядке». А энциклопедия, или, правильнее, энциклопедический словарь, имеет дело не со словами, а с реалиями, понятиями, в энциклопедии есть множество собственных имён.

Какие же бывают словари? Словари бывают одноязычными и многоязычными (чаще всего двуязычными).

Двуязычные словари мы используем, когда изучаем чужие языки, преподаём их, переводим.

Трудности перевода

У каждого профессионального переводчика есть огромный шкаф, наполненный словарями (двуязычные словари, энциклопедии, словари синонимов, антонимов, терминов и т. д.). Иногда можно услышать: да с таким количеством словарей любой дурак переведёт! Но дело обстоит совершенно наоборот: чем выше класс переводчика, тем больше у него словарей, тем они толще. Иногда на поиск лучшего слова переводчик тратит многие часы. Перевод должен не просто отражать смысл, но и передавать стиль автора, аромат эпохи. Составлением двуязычных словарей также занимаются учёные, изучающие редкие языки, языки малых народов. Это очень срочное, совершенно неотложное дело: в мире постепенно уменьшается количество носителей малых языков, поэтому такие «краснокнижные» языки нужно поскорее описать, а для этого снарядить научную экспедицию, да не одну. Словарный состав языка — это особая «картина мира» для нации. Известный лингвист Майя Ивановна Черемисина вспоминает, что читала «Нанайско-русский словарь» как роман о жизни народа. Говорить о том, что составление таких словарей — дело непрактичное и дорогое, это то же самое, что не жалеть об исчезновении редких животных и растений, ведь сибирская орхидея «венерин башмачок» тоже не кукуруза, каши из неё не сваришь.

Одноязычные словари — это уже чистая лингвистика. Слово — многогранный бриллиант, и для буквально каждой его «грани» есть особый словарь!

Одноязычные словари

  1. В толковом словаре собраны слова с их объяснением. Писать статьи, толкующие значение слова, — целая трудная наука! Толковых словарей русского языка существует несколько: от однотомных словарей Ожегова или Ушакова до Большого академического словаря, насчитывающего 17 томов.
  2. Есть словари, в которых собраны слова по сфере их употребления: просторечная лексика, разговорная лексика, арготическая лексика (слова попрошаек, нищих и воров), терминологическая лексика и другие.
  3. Диалектные (областные) словари — их огромное количество! Псковский, новгородский, ярославский! Словарь деревни Деулино Рязанской области! И многие-многие-многие другие!
  4. Есть словари архаизмов, историзмов и неологизмов. (Словари неологизмов постоянно издаются и переиздаются.)
  5. Словари иностранных слов и интернационализмов.
  6. Отдельно есть словари сокращений, словари окказионализмов. Ономастические словари (словари собственных имён) бывают антропонимические и топонимические. Нетрудно догадаться, что все эти словари постоянно пополняются.
  7. Есть словари отдельных авторов. Первым таким словарём был «Словарь к стихотворениям Державина» с объяснительными примечаниями Я. Грота (он вышел в 1883 г.). В 1904 году вышел «Словарь к сочинениям и переводам Д. И. Фон-Визина» (так на обложке!). Лучшие наши писатели и поэты, от Грибоедова до Шукшина, отмечены собственным словарём. В Орле вышел «Словарь окказионализмов В. Высоцкого», в нём всего 481 слово (совсем небольшая книжка), но ведь «…и бермудно на душе» — это почти пушкинское «…и кюхельбекерно, и тошно». А самый большой словарь, конечно, у Пушкина — целых четыре тома, этот словарь создали лучшие отечественные лингвисты.
  8. Если говорить о собственно лингвистических гранях слова, то есть словари этимологические, орфографические, орфоэпические, грамматические, словари служебных слов, словари междометий.
  9. Не только слово как основная единица описана в словарях. Есть словари морфем (корни, аффиксы), словари фразеологизмов, цитат, эпитетов, метафор, сравнений.
  10. Частотные словари — это совершенно незаменимая вещь для создателей учебников иностранных языков, двуязычных учебных словарей! Слова «идти» или «говорить» входят в первую тысячу слов, а слово «хрюкнуть» находится за пределами 40 000.
  11. А обратный словарь! Слова в нём также расположены в алфавитном порядке — от А до Я, только в обратном порядке: сначала те, что заканчиваются на А, потом на Б и так далее. Ни народу, ни переводчикам этот словарь особо не нужен, но он совершенно незаменим при изучении морфемного устройства слова. Поэтам тоже польза — сколько рифм можно найти.

Одним словом, лексикография — это целая индустрия, создающая «продукт» по всем видам информации о слове.

Толковый словарь

Сейчас, в эпоху цифровизации, бумажные словари занимают место в основном на полках библиотек. В интернете можно найти множество словарей, но что насчёт непосредственно русских орфографических, грамматических или орфоэпических? Проблема в том, что не все из них отражают официальную норму и почти никакие не обновляются на регулярной основе… Новая эпоха поставила перед лингвистами и их соратниками-программистами насущные задачи:

  • создание современного орфографического словаря;
  • создание пополняемого словаря неологизмов;
  • создание полного электронного словаря русского языка с исчерпывающей информацией о каждом слове.

А мы тем временем справляемся своими силами! Для пишущих по-русски и изучающих наш прекрасный богатый язык есть Орфограммка, в которую уже встроены главные словари: программа поможет проверить грамматику, орфографию и стиль любого текста, а также подскажет подходящий синоним, эпитет и правильное ударение. Орфограммка постоянно следит за последней лексикографической модой, и это очень важно, ведь, как мы знаем, одной мелкой ошибки в тексте бывает достаточно, чтобы читатель разочаровался в компетенциях пишущего…

Словарь в подарок

Наш словарь ежемесячно пополняется сотнями новых слов, поэтому Орфограммка умнее встроенных спелл-чекеров и не даст ошибиться в употреблении неологизмов, а значит, сохранит доверие к вам и вашему тексту!

редакция Орфограммки

Этим вопросом задаются давно. С приходом советской власти на огромной территории был взят курс на всеобщую грамотность. Ведь до революции писать и читать могли в основном представители дворянства и духовенства, а народ в общей массе, за редким исключением, был неграмотен и тёмен. Была поставлена грандиозная задача — покончить с безграмотностью и малограмотностью.

Ликвидация неграмотности

Но дальше встала проблема — как научить людей не просто писать, а писать без ошибок: орфографических, пунктуационных и других. На эту тему писали и пишут лучшие отечественные учёные и педагоги. Например, академик Л. В. Щерба (1880—1944) в статье «Безграмотность и её причины» подробно разбирает предпосылки низкого уровня грамотности и пути решения этой проблемы. Мы намеренно приводим годы жизни выдающегося учёного, чтобы подчеркнуть: проблеме уже добрая сотня лет, а воз и ныне почти на том же месте. (До этого у грамотных с правописанием было хорошо, даже ять умели писать там, где нужно, неграмотные же писать-читать не умели, а следовательно, и проблемы такой не было.) Щерба пишет, что безграмотность — это недопустимое посягательство на время наших адресатов (гораздо сложнее понять смысл написанного, если постоянно спотыкаешься на ошибках), показатель отсутствия внутренней дисциплины и даже возможная причина увольнений в будущем!

Устранение неграмотности в СССР

А какие есть ещё причины писать грамотно? В многочисленных статьях, посвящённых этой проблеме, авторы называют, например, такие:

  • чтобы поступить в высшее учебное заведение (ну да, баллы ЕГЭ по русскому спрашивают в каждом вузе);
  • чтобы приняли на хорошую работу;
  • чтобы быть правильно понятым;
  • чтобы производить впечатление умного человека

и многие-многие другие, вплоть до совсем расплывчатых и даже «завиральных». Встретилось, например, такое утверждение: «грамотность — это еще и неотъемлемая часть полноценной, гармоничной и счастливой жизни». (Представляется двоечник, которому училка предрекает неполноценную и несчастливую жизнь, а он, бедный, приходит в ужас и берётся за ум!) Всё это в большей или меньшей степени правильно.

В наши дни изменить можно всё: цвет волос (в какие цвета сейчас только ни красятся!), цвет глаз (линзы!), фигуру, имидж, фамилию (с Замухрышкин на Шереметьев), можно купить любой аттестат и диплом, но русский язык (письменный и устный) выдаст все секреты: где родился? в какой семье? читают ли в доме книги? какие? хорошо ли учился? какое учебное заведение окончил? и т. д.

Вот, например, случай в одном из сибирских университетов в доегэшную эпоху. Миловидная барышня желает поступить на филологический (!) факультет и пишет заявление о приёме. Заявление — это бланк, нужно просто заполнить графы. И она, что называется, на голубом глазу сообщает, что имеет «серебренную медаль», а мама у неё «врач-порозитолог». А теперь догадайтесь, что она получила за сочинение и допустили ли её до следующих экзаменов. Наука филология облегчённо выдохнула.

Ошибки повсюду

Многое можно изменить, купить или подделать. Но только грамотность сымитировать нельзя: она либо есть, либо нет. А если её нет, то к вам будут относиться ещё и с недоверием, не воспринимать всерьёз… Конечно, не страшно опечататься один раз, но систематические ошибки в тексте могут привести ко всеобщему сомнению в ваших компетенциях и правоте. Особенно это касается тех, кто работает с людьми, предлагает свои товары и услуги. Даже одна ошибка в тексте способна подорвать доверие ко всей организации: если её представители пишут с ошибками, значит, качество работы и квалификация наверняка не из лучших! И вот — всего одним кликом закрытия вкладки или свайпом поста — потребители отказываются от предложения и начинают искать другие варианты.

Ошибки могут испортить жизнь

У школьников пока задача одна — хорошие оценки (текущие, четвертные, годовые, экзаменационные). А взрослым людям, понимающим, что грамотным быть важно, необходимо самим позаботиться о качестве своих текстов, благо в эпоху интернета возможностей полно. В доступе есть различные словари, справочники по правописанию Д. Э. Розенталя и В. В. Лопатина, справочно-информационные порталы, главные из которых Грамота.ру и Грамма.ру, и наконец, есть веб-сайты по проверке грамотности, например, Орфограммка.ру.

Орфограммка не только выявит в тексте все ошибки (орфографические, пунктуационные, грамматические, стилистические), но и терпеливо объяснит, как нужно писать, и заботливо укажет нужный параграф в справочнике, и подбодрит, и вообще убережёт от недоверия со стороны читателей! Главное, не лениться, вычищать ошибки из своих текстов подобно тому, как хорошая хозяйка пропалывает свой огород, чтобы в нём не было ни одной посторонней травинки.

Писать грамотно — это вежливо, прилично, а в эпоху гаджетов ещё и модно!

Проверка текста с Орфограммкой

редакция Орфограммки

Праздники языков

Русский язык — один из шести официальных языков Организации Объединённых Наций. Это самый распространенный из славянских языков. Он является родным для 144 млн человек и имеет значительное распространение в 33 странах мира. По оценкам специалистов, на русском языке в мире говорят минимум 270 млн человек. Русский — второй язык в интернете.

В 2010 году Департаментом общественной информации ООН по инициативе ЮНЕСКО было принято решение о праздновании особого дня для каждого из главных языков ООН: День французского языка — 20 марта, День китайского языка — 20 апреля, День английского языка и День испанского совпали — 23 апреля, День русского языка — 6 июня, День арабского языка — 18 декабря.

Из этих шести Дней языка три именные: китайцы посвятили этот день Цан Цзе, создавшему китайскую письменность задолго до нашей эры, День английского языка отмечают в день рожденья У. Шекспира, а День русского языка — в день рожденья А. С. Пушкина.

День русского языка

Весёлое имя: Пушкин!

Пушкин многогранен, как бриллиант, — поэт, прозаик, драматург, историк… Можно долго перечислять. Но в этот праздничный день следует сказать об одной из важнейших его заслуг — Пушкин создатель современного русского литературного языка.

В допушкинскую эпоху, в период классицизма существовала строгая иерархия литературных жанров, берущая начало ещё из эпохи эллинизма. В риторике и литературных произведениях следовало придерживаться одного из трёх «штилей» — высокого, среднего или низкого. Смешение стилей считалось абсолютно недопустимым. Пушкин решительно сломал барьеры между стилями, на смену пришёл единый многофункциональный литературный язык. Теперь выбор языковых средств определяет авторская позиция и целесообразность. «Язык неистощим в соединении слов». За такое вольное «соединение слов» Пушкину здорово доставалось от ревнителей старины: надо же, в одной фразе высокий глагол «торжествовать» соседствует с дровнями! А в споре западников-карамзинистов и славянофилов-шишковистов Пушкин находился над схваткой, он предпочитал русские слова, понятные всем, но при необходимости использовал слова заимствованные, потому что «панталоны, фрак, жилет, всех этих слов на русском нет», так что «Шишков, прости…». В лексиконе Пушкина синонимы, как солдаты на параде, выстраивались в длинные ряды, невзирая на их высокое, низкое или вообще заморское происхождение. В четырёхтомном Словаре языка Пушкина насчитывается более 21 тысячи слов. Огромная цифра! Язык аристократического салона, церковный стиль, городское просторечие, речь крестьян, архаизмы, историзмы, новые слова, исконно русская лексика и заимствования — всё есть в произведениях и письмах Пушкина. В выборе языковых средств Пушкин следовал принципу французского драматурга Мольера: «Я беру своё добро там, где его нахожу». «Пушкин был поистине солнцем русской поэзии, распространившим свои лучи на громадное расстояние и вызвавшим к жизни бесконечное количество больших и малых спутников». (К. Бальмонт)

Творчество Пушкина предопределило расцвет русской литературы.

Культурный код нации

В последнее время можно часто услышать выражение «культурный код нации». Что же входит в это понятие применительно к нашей стране, к России? Например, на последнем VIII Международном культурном форуме в Петербурге прозвучал такой ответ: главное, что дала Россия миру, — это открытие космоса, великий русский балет, Чайковский, Толстой, Достоевский. Масштабные явления, громкие имена.

Космос — понятно, это прорыв, первый искусственный спутник, Гагарин, Леонов.

Русский балет знают в мире все, а вот русская опера известна гораздо меньше: трудный русский язык (оперу принято петь на языке оригинала), сложные образы, а главное, за границей почти нет таких басов, для которых писали Мусоргский, Глинка, Бородин. В балетных училищах огромный конкурс, а за хорошими басами охота даже в России.

Из великих русских писателей в мире наиболее известны Толстой, Достоевский, Тургенев, Чехов. А где же Пушкин? К сожалению, в мире плохо знают наших поэтов. Перевести «Войну и мир» можно на любой язык, а пушкинское «очей очарованье» перевести нельзя даже на язык, родственный русскому, получится сумма слов, но неповторимое созвучие непременно пропадёт.

То есть мы видим некий внешний культурный код России, доступный иностранцам.

Культурный код России

Но есть другой код — внутренний, он только наш, глубинный, сокровенный. Если один русский скажет «мороз и солнце», то другой тут же отзовётся — «день чудесный». Это как пароль и отзыв, это для своих.

Вот ещё пример. Была как-то раз международная научная конференция. А после всех докладов, прений, итогов состоялся, как водится, банкет — неформальная обстановка, смех, шутки, тосты… В разгар застолья французская делегация обратилась к русским коллегам: спойте нам, пожалуйста, нашу любимую песню, но мелодию напеть мы не можем, слов тоже не знаем, знаем только, что начинается со слова «вихожу». Этого было достаточно, все русские тут же запели романс на стихи Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». Французы были в восторге!

Вот из таких маленьких, тоненьких ниточек и верёвочек, листочков и стебелёчков сплетается толстый канат внутреннего культурного кода России, который связывает нацию, объединяет её. Во внутренний культурный код России входят пословицы, поговорки, загадки, сказки, любимые песни, цитаты из классиков, фразы из фильмов и мультфильмов, всё годится в дело. Тут и конь в пальто, и Эллочка-людоедка, и «все побежали и я побежал». То есть то, что понятно любому русскому, иностранцу надо долго объяснять. Большой вклад в копилку культурного кода внесли Грибоедов, Крылов, Чехов, Маяковский, Ильф с Петровым, Зощенко, Довлатов, Окуджава, Высоцкий, Жванецкий и многие-многие другие любимые наши поэты и писатели, разобранные на цитаты. Но чемпион, причём с большим отрывом, конечно, опять Александр Пушкин!

Разбитое корыто, я ль на свете всех милее, мы все учились понемногу, привычка свыше нам дана, а счастье было так возможно, но я другому отдана и буду век ему верна, с корабля на бал, учитесь властвовать собою, гений чистой красоты, я помню чудное мгновенье… Этот ряд можно продолжать и продолжать.

А попробуйте спросить у ваших знакомых, кто написал «В одну телегу впрячь неможно коня и трепетную лань». Попробуйте-попробуйте! Дайте три попытки. Вам назовут Ломоносова, Державина, Крылова, Тредиаковского, даже Антиоха Кантемира вспомнят. Потом кто-нибудь робко скажет: Пушкин? Ну конечно, это был он, который знал всё, он так написал в поэме «Полтава»!

И вот ещё что. Виртуозное владение русским языком, трепетное отношение к рифме, груды черновых набросков в поисках самого точного слова, и при этом «Как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я русской речи не люблю». Пушкин был снисходителен!

Однако нужно стремиться выражать свои мысли по-пушкински точно, писать без ошибок, при этом мы люди, а не машины, и ошибки возможны. Но в век компьютеров можно сделать свой текст таким, чтобы читатель следил за полётом вашей мысли, а не спотыкался о корявую орфографию и пунктуацию автора. Миссия Орфограммки — помочь всем пишущим! Пушкин был бы рад!

редакция Орфограммки

Давно мечтали и, наконец, сделали!

Совместно с кафедрой общего и русского языкознания НГУ, при поддержке Федеральной целевой программы «Русский язык», мы выпустили бесплатный онлайн-курс русского языка с электронными диктантами. Теперь любой желающий может моментально проверить свой уровень грамотности, а также повторить правила русского языка по индивидуальной программе.

Такого в онлайн-образовании ещё никто не делал!

Электронные диктанты по русскому. Бесплатно

Пишите электронные диктанты на сайте Новосибирского государственного университета и повышайте уровень грамотности в комфортном для себя режиме!

  Посетить курс