третий-день-словом-цифрой

Порядковые числительные (такие, как «первый, двадцать второй, четырнадцатый») могут писаться по-разному. Но среди порядковых числительных есть простые. Это те, которые пишутся с помощью только одного слова. Например, числительные «первый, двенадцатый». Такие числительные рекомендуется писать словами (прописью), а не цифрами. Например, правильный вариант написания не «3-й день», а «третий день».

Третий день: словом или цифрой?

Продолжаем подборку необычных фактов о русском языке!

В византийском городе Фессалоники (Салоники, Солунь) у одного богатого и знатного человека было семь сыновей. Разница между самым старшим и самым младшим братьями составляла 12 лет. Эти братья известны нам под монашескими именами Мефодия и Кирилла (до пострижения — Константин). Их судьба прекрасна и очень трудна! Дело их жизни будет жить столько, сколько будут существовать славянская письменность и культура.
Оба брата получили разностороннее образование, владели многими языками, знали математику, астрономию, музыку и многое другое.

К середине IX в. славянские народы, населявшие обширную территорию Европы, не имели своей письменности и идея создания азбуки давно назрела. Для появления письменности существовало множество предпосылок — религиозных, политических, торговых, культурных.
Славянские «варвары» постоянно нарушали границы соседей, славян нужно было было как можно быстрее обратить в христианскую веру, иначе обширные территории и многочисленные народы могли достаться мусульманам. Но ни одна религия немыслима без священных текстов.
Римская церковь высказывалась резко против перевода священных текстов на другие, неканонические языки, считалось, что языками церкви должны быть только латинский, греческий и еврейский.

В Византии на проблему смотрели иначе. Ещё в 40-х годах IX в. славяне начали массово отходить от язычества и принимать христианство. Император Михаил III, правивший Византией в те годы, принял в 862 г. (863 по другим данным) послов великоморавского князя Ростислава, просивших о союзе с Византией против болгарского хана и немецких епископов. Михаил направил в Великую Моравию Кирилла и Мефодия с поручением создать славянскую азбуку.
Братья прибыли не с пустыми руками. Свой великий труд они начали ещё в середине 50-х годов.
Все языки используют один из видов письменности — латиницу (с усовершенствованиями для разных языков), греческое письмо, еврейское, грузинское, армянское, коптское, иероглифическое и т. д. Но только славянская азбука возникла сразу в двух видах — глаголица и кириллица.

Кирилл и Мефодий

И это первая загадка — для чего две?
Алфавиты конкурировали. Буквы кириллицы просты в написании, многие из них напоминают буквы греческого алфавита. Буквы глаголицы сложны, замысловаты, состоят из кружочков, петелек, завитков. Первые тексты были написаны именно глаголицей, но кириллица в это время уже существовала. Далее более простая кириллица начинает вытеснять сложную глаголицу, глаголические тексты, написанные на пергамене, то есть телячьей коже, смывались, и сверху наносился тот же текст, но уже кириллический. Такие перезаписанные книги историки называют палимпсестами. Далее глаголица стала применяться в качестве тайнописи. Некоторые славянские языки со временем перешли на латинский алфавит, но другие пользуются кириллическим письмом. (Кириллица стала языком письменности многих народов СССР в эпоху борьбы с неграмотностью, также кириллицей долгое время пользовалась Монголия, впоследствии многие народы сменили систему письменности.) А что же глаголица? Вплоть до середины XIX века глаголица была письменным языком церкви в Хорватии, а в быту хорваты писали кириллицей. В XX веке Хорватия полностью перешла на латиницу.

Загадка вторая — какая из славянских азбук появилась раньше?
И здесь же загадка третья — кто придумал глаголицу и кириллицу?
Есть разные точки зрения:

  1. Кирилл создал глаголицу, а кириллица — результат ее позднейшего усовершенствования на основании греческого уставного письма.
  2. Кирилл создал глаголицу, а кириллица к этому времени уже существовала.
  3. Кирилл создал кириллицу, для чего использовал уже существовавшую глаголицу, «одев» её по образцу греческого устава.
  4. Кирилл создал кириллицу, а глаголица развилась как «тайнопись», когда католическое духовенство обрушилось на книги, написанные кириллицей.
  5. И, наконец, кириллица и глаголица существовали у славян, в частности у восточных, еще в их дохристианский период.
    (Из журнала «Наука и жизнь», №5, 2002 г.)

Ни одна из этих версий не подтверждена в качестве главенствующей, любая имеет право на существование.

Создатель кириллицы

Но есть ещё одна гипотеза, она же загадка четвёртая. У Кирилла и Мефодия были сотрудники, помощники, ученики. Их было семеро: Константин, Горазд, Климент, Савва, Наум, Ангелярий и Лаврентий. Ученики находились с братьями ещё до моравской миссии, потом работали с ними в Моравии, в 869 году пережили смерть младшего из братьев, Константина, который стал называться Кириллом (ему было всего 42 года, похоронен в Риме), вместе с Мефодием продолжили общее дело, претерпели гонения и заключение в темницу. В 885 году умер семидесятилетний старший брат Мефодий. Ученики разъехались в разные страны, неся с собой две славянские азбуки и священные тексты, переводные и оригинальные.

Из семи учеников самой значительной является фигура Климента О́хридского. Он трудился над переводами, составлял гимны и проповеди, Климент считается первым славянским писателем. О его вкладе в дело создания славянской письменности есть две противоположные точки зрения. В одних источниках пишется: «По мнению большинства современных учёных, именно он создал азбуку, которой православные славянские народы пользуются до сих пор». Однако другие источники уверяют, что создание Климентом Охридским кириллицы представляется маловероятным. Но в любом случае святой Климент много сделал для дела славянской культуры: в Болгарии, в Охриде, им была создана своя школа славянской письменности, где обучалось более 3500 детей и взрослых. Имя Климента Охридского носит Софийский университет, главный университет Болгарии.

Вот сколько загадок таит в себе история создания славянской письменности, ни одна до сих пор не решена и, судя по всему, решена не будет — нет достоверных документов. Но осталось великое наследие Кирилла, Мефодия и их учеников — наша письменность!

редакция Орфограммки

уделять-внимание-придавать-значение

Есть два устойчивых сочетания, которые часто смешивают между собой. Это сочетания «придавать значение» и «уделять внимание». Скорее всего, дело в том, что значения у этих выражений похожи. Со словом «внимание» употребляется глагол «уделять». А в сочетании с существительным «значение» пишется глагол «придавать». Уделять внимание — тратить на что-то своё время, а придавать значение — считать что-то важным. Примеры употребления: Тебе нужно уделять больше внимания учёбе. Не придавай такого значения его словам.

Уделять внимание и придавать значение

сказал-то-что

Слово «то» не всегда нужно употреблять перед придаточным предложением с «что». Во многих случаях местоимение «то» в связке «то, что» не нужно. Тогда его наличие является ошибкой, и её достаточно часто допускают. Чтобы понять, нужно ли местоимение «то» в конкретном предложении, надо понять его значение. Разберём на примере. В предложении «Я сказал, что он прав» местоимение не нужно. Потому что придаточное предложение выражает непосредственно смысл того, что было сказано. Смысл в том, что «он был прав». В предложении «Я сказал то, что он хотел услышать» местоимение нужно. Здесь придаточное предложение не говорит нам о смысле того, что было сказано.

Сказал (то), что

много-носок-носков

В форме родительного падежа множественного числа парные существительные имеют нулевое окончание: ножницы — ножниц, сапоги — сапог, ботинки — ботинок, шорты — шорт. Но из этого правила есть исключения: носки — носков, гольфы — гольфов. В этих словах окончание ОВ. Чтобы запомнить, что правильная форма родительного падежа — «носков», обратите внимание на слово «но́ска». Именно это слово в родительном падеже будет иметь форму «но́сок». Носок — носков; но́ска — но́сок.

Много носок или носков?

принимать-как-должное-запятая

В некоторых предложениях перед союзом КАК должна ставиться запятая, а в некоторых нет. Один из случаев, когда запятая не ставится, — если сравнительный оборот входит в состав сказуемого или тесно связан с ним по смыслу. То есть если убрать этот оборот, предложение теряет смысл. Из таких оборотов появились некоторые устойчивые сочетания, такие как «принимать как должное, чувствовать себя как дома, течь как по маслу». Ни в одном из этих сочетаний запятая не нужна. Пример употребления: Он принимал их помощь как должное.

Принимать как должное: запятая

придти-или-прийти

В разных формах слова «прийти» возникает путаница: где нужно ставить букву Й, а где Д. Это связано с тем, что этот глагол образован с помощью приставки ПРИ от слова «идти», в котором пишется буква Д. Буква Д пишется и во всех формах глагола «прийти» будущего времени. Например, он придёт, они придут. Буква Й в этих словах не ставится. Она пишется только в инфинитиве. Можно считать форму «прийти» своеобразным исключением. Это нужно запомнить.

Придти или прийти?

Продолжаем подборку необычных фактов о русском языке!

С термином «интерференция» мы впервые встречаемся в школе на уроках физики, когда учебник и учитель рассказывают об интерференции волн. Про интерференцию также хорошо знают геологи, биологи, психологи.

Интерференция — это когда два смежных и сходных объекта взаимодействуют или один воздействует на другой. Такое воздействие может быть как разрушительным, так и созидательным. В языке полно таких смежных объектов, да и сами языки часто сосуществуют. Интерференция — отличный термин, лингвистам он тоже пригодился!
О языковой интерференции говорят, например, когда человек знает два языка (или больше). При этом один язык родной, а другой в зрелом возрасте усваивается за партой или в новой языковой среде. Неизбежным является влияние родного, более сильного языка на приобретённый. Отсюда акцент, ошибки в лексической сочетаемости, глагольном управлении и т. д. Овладение новым языком происходит сложно, требуется значительное усилие. Это пример, так сказать, всеобщей интерференции, такое явление можно видеть где угодно, в любом краю земли.

А что в русском языке? Наша «домашняя» интерференция наблюдается в слове, а именно на стыке морфем. Сразу скажем, что это явление довольно редкое, таких слов насчитывается не так много.
У нас есть слова с тремя одинаковыми гласными (длинношеее, змееед и др.), но три одинаковых согласных подряд в слове быть не может. И тогда получается, что в словах одесский, кузбасский, донбасский первое С относится к корню, а второе — к корню и к суффиксу.
Суффикс -ОВАТ / -ЕВАТ выражает значение неполноты признака — коротковатый (не короткий, но мог бы быть и подлиннее), смугловатый (на фоне бледнолицых) и т. д. Но есть слова, где ОВ и ЕВ присутствуют в корне, но розововатый и коричневоватый мы не говорим, не нравятся нам такие слова, и тогда в лексиконе возникают слова розоватый и коричневатый, а слово фиолетоватый на практике хотя и не встречается, но теоретически тоже могло бы быть.
Интерференция, или по-другому наложение морфем, есть в словах знаменосец и военачальник.
А вот слово-парадокс — ВЫНУТЬ. Говорят, что у этого слова нет корня. Ну сами посудите: ВЫ — приставка, НУ — суффикс однократности действия, ТЬ — суффикс инфинитива. Однако если посмотреть на «родственников» этого глагола, но с другими приставками — поднять, нанять, принять, унять и многие другие, — то обнаруживается корень, а именно -НЯ-. Корень очень древний, у него есть масса разновидностей: НЯ / НИМ / НЕМ / Я / ИМ / ИМ / ЁМ, этот корень восходит к старославянскому глаголу Я-ТИ, что означает БРАТЬ. Все современные глаголы с этим корнем являются приставочными, и хотя они очень сильно различаются по значению, всё же смысл «брать» у всех ощущается. Из всей семьи родственных глаголов суффикс однократности НУ облюбовал лишь один глагол, и при встрече -НЯ- с -НУ гласная корня выпала (а мы помним, что воздействие может быть разрушительным), а два Н объединились в одно. Таким образом, в слове ВЫНУТЬ корень есть, но он надёжно спрятан.

Слово без корня

…И вот представьте себе, как заходит в класс учитель физики и говорит: «Запишите тему урока — «Интерференция»». А ученики ему: «Знаем, знаем, мы по русскому проходили уже».

А что? Уж и помечтать нельзя…

редакция Орфограммки

пенять-значение

Некоторые слова, которые использовались раньше, сейчас начинают устаревать. И не все знают их значения. Одно из таких слов — глагол «пенять». В современной речи мы можем встретить его только в устойчивых выражениях или пословицах. Например: пеняй на себя! Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. Несложно догадаться, что пенять — это жаловаться на что-то, кого-нибудь укорять. Пример употребления: Он пенял родственникам, что те не приезжают в гости. Он считал, что не виноват, и пенял на обстоятельства.

Пенять: значение

приступить-или-преступить

Есть немало слов, значение которых меняется, стоит только поменять одну букву. При этом звучать они могут одинаково. Одна из пар таких слов-омофонов — «преступать» и «приступать». «Преступать» через Е — нарушать что-то, переступать через закон. Именно словом «переступать» можно объяснить букву Е в приставке. Пример употребления: Мы не должны преступать законы нашей страны. «Приступать» через И — начинать что-то делать. Пример употребления: Вы можете приступить к выполнению задания.

Приступить или преступить?